Половое поведение молодежи, имея в виду его разнообразные формы проявления, крайне трудно учесть и охарактеризовать. Поскольку на него оказывают стимулирующее воздействие всевозможные влияния (как в начальной стадии, так и в процессе развития), то безошибочно невозможно их приписать какой-либо определенной возрастной группе. К тому же имеются значительные сложности в проведении необходимого опроса, поддающегося анализу. С одной стороны, все еще недостаточное число молодежи проявляет готовность и способно детально и дифференцированно рассказать о половом поведении и дать ясную его картину, с другой - не развита методика исследования в этой области и часто перед научным исследованием ставятся преграды потруднее, чем общественное мнение, которое, разумеется, не без оговорок одобряет такого рода намерения.
В настоящее время на основе достоверных источников можно представить обзор только характерных форм полового поведения молодежи. Выводы сделаны на основании наблюдений, высказываний подростков и юношей, целенаправленных подробных опросов и критической оценки научных источников, в которых содержатся результаты специальных исследований.
Ценность такого опроса прежде всего в том, что он позволяет всем, участвующим в просвещении и воспитании подрастающего поколения, ознакомиться с областью, о которой они до сих пор вряд ли могли что-нибудь знать. Помимо этого, опрос может служить ориентиром для будущих исследований и предоставить исходные данные для более глубокого изучения этой проблемы
Непосредственному самоудовлетворению или взаимному половому удовлетворению предшествует фаза половой игры в детстве. Содержание этой игры ограничивается, в общем, осмотром и ощупыванием внешних половых органов других детей своего и другого пола, а также показом своих половых органов. Эти наблюдения и манипуляции встречаются, например, в так называемой «игре в доктора». Подобные игры служат для детей преимущественно способом ознакомления или удовлетворения понятного любопытства, причиной которого не в последнюю очередь является ханжеское поведение взрослых.
В большинстве случаев дети не осознают сексуального характера содержания этих игр. Поэтому родители и воспитатели не должны переоценивать их значение, поскольку любое противодействие может принести детям больше вреда, чем сама игра. Возникновение и частота этих игр могут быть в значительной степени ограничены, если родители и воспитатели сумеют удовлетворить жажду знаний детей в этой области в другой форме.
Наилучшую возможность дает совместное проживание детей обоих полов в семье и в детских садах. Непонятно, почему многие воспитатели стараются воспрепятствовать тому, чтобы дети видели раздетыми друг друга, а ведь именно этот запрет содействует стремлению детей играть в сексуальные игры. Опыт показывает, что менее склонны к таким играм мальчики и девочки для которых представители другого пола не являются секретом и которые привыкли встречать их раздетыми во время купанья и игр. Причина тут понятна - в этом случае выпадает такой существенный мотив, как половое любопытство.
От этой фазы половой игры в детстве до прямого самоудовлетворения и взаимного полового поведения молодежи лежит длинный путь. В последнюю фазу подросток вступает лишь тогда, когда определяется степень его биологической половой зрелости, но это возможно и при раннем совращении.
Сексуальное самоудовлетворение, именуемое мастурбацией или онанизмом, является наиболее распространенной формой полового поведения в раннем подростковом возрасте. Оно характеризуется возбуждением собственных половых органов вплоть до оргазма, путем внешнего механического раздражения с целью преодолеть возникающее, особенно у юношей, состояние полового напряжения. Отсюда следует, что на первых порах онанизм - не что иное, как попытка молодого человека преодолеть созревающее половое чувство.
В период созревания онанизм является почти правилом без исключения и широко распространен даже в фазе, предшествующей половому созреванию. У детей более младшего возраста он встречается редко, а в младенческом возрасте бывает в исключительных случаях в силу патологических причин.
В период созревания онанизм среди девушек не имеет большого распространения в отличие от юношей, у которых в раннем возрасте он распространен сравнительно чаще. Только со временем у незамужних женщин с общей сексуальной активностью онанизм значительно возрастает.
В период, когда половой инстинкт у юношей наиболее ощутим и требует удовлетворения, юноша испытывает желание вступать в половые отношения. Вполне справедливо безусловное требование воздержания подростков от всех интимных контактов.
Идеальное положение заключается в том, чтобы подросток как можно дольше воздерживался от любого вида сексуальных отношений. Этому значительно поможет появление поллюции. В большинстве своем происходящие ночью семяизвержения, представляющие собой нормальное явление у биологически созревшего в половом отношении молодого человека, освобождают юношу и делают излишним всякое сексуальное удовлетворение.
Не допустима попытка оправдывать распущенность чрезмерным сексуальным влечением. Протекаемое нормально половое созревание молодежи в наших общественных условиях не ведет к чрезмерным сексуальным влечениям, хотя и следует признать, что период между биологической и социальной половой зрелостью у молодых людей даже в нашем социалистическом обществе проходит не без трудностей и конфликтов.
Отношения с представителями другого пола в целях установить истинное партнерство в духе дружбы и любви возникают с наступлением половой зрелости. Зарождающийся интерес к представителям другого пола все больше проявляется в различных формах сближения. В школе, по месту жительства, в молодежных организациях, при выполнении общественных поручений подростки знакомятся друг с другом, и такое знакомство способствует их стремлению ближе узнать друг друга. Из этих контактов, которые первоначально проявляются как групповые и коллективные отношения между представителями обоих полов, постепенно формируются первые отношения отдельных пар, которые правда, по своему характеру и целеустремлениям могут отличаться друг от друга.
Возникающая иногда в начале периода созревания большая напряженность в отношениях между юношами и девушками, постепенно исчезает, уступая место взаимной симпатии, которая переходит в довольно прочную дружбу. Образовавшиеся при этом связи вызываются разнообразными мотивами. Желание проявить себя, чтобы найти друга, встречается у 13 - 15-летних так же часто, как и потребность в подруге, с которыми может быть душевная близость или возможность обменяться мыслями.
Наиболее часто такие явления наблюдаются у юношей и девушек в возрасте 14 - 16 лет. На предложенный вопрос: есть ли человек другого пола, к которому вы питаете глубокие чувства (любовь) 3 - подавляющее большинство учащихся восьмых и более старших классов при опросе ответили утвердительно.
Эти данные служат основанием для вывода о том, что сексуальные отношения подростков, даже начальные и робкие, направлены на другой пол. В этой связи внушают опасения возможные действия подростков, у которых из-за недостаточной способности управлять половым инстинктом в некоторых дружественных связях секс выдвигается на первый план, вследствие чего происходит физический контакт, вплоть до половых отношений.
Менее проблематичны отношения между 16 - 18-летними юношами и девушками. В большинстве случаев ими уже преодолены первоначальные трудности нового качества общения с другим полом. Отношения между ними стали более уверенными и уравновешенными. Возросло сознание ответственности, более ясными стали взгляды на дружбу и любовь и на ее последствия. Однако и такие отношения в этот период не застрахованы от необдуманных и легкомысленных действий. Положительно на взаимоотношения полов этой возрастной группы влияет готовность многих взрослых отнестись, наконец, серьезно к проблемам полового воспитания подростков и содействовать их просвещению.
Но несмотря на это, проблематичность юношеской любви сохранится еще долго. В связи с тем, что социальное положение молодежи еще не упрочилось, профессиональное обучение большинство не закончило и психологические предпосылки для прочного брака не получили полного развития, как показывает опыт, созревший в половом и физическом отношении молодой человек не в состоянии воздерживаться от половых отношений до возраста, когда разрешается вступать в брак, поэтому он вынужден прибегать к юридически неоформленным связям.
Таким образом, противоречие, стоящее перед молодежью в нашем обществе и затрудняющее ей согласовать свои потребности с общественными условиями, создает серьезную проблему не только для индивида, но и для всего общества. Происходящее половое созревание приводит к серьезным изменениям в социальных отношениях. Молодежь стремится взять на себя (соответственно каждый пол) роль взрослых, известную им из общения с окружающей средой, из литературных и других источников. Даже у 12 - 13-летних девочек отчетливо заметно это стремление. Оно проявляется в попытках, например, прибавлять свой возраст. Это не так уж безопасно, поскольку способствует сексуальным отношениям со старшими мужчинами. Важным в этой связи является также формирование вторичных половых признаков, которые делают четкими половые различия.
В ходе биологического полового созревания изменяются отношения между полами под влиянием сексуального аффекта, которого подростки не переживали ранее. Близость с человеком другого пола ведет теперь и появлению сексуальных чувств.
Так пишет сексолог ФРГ Ганс Гизе, имеются «различные виды сексуального аффекта, которые могут быть элементарными, даже если они представляют собой временные явления. Одно из них, как правило, называют эротикой, при которой половое возбуждение достигает определенного предела и иначе выражаются физически-душевные и последующие явления. Мы не придерживаемся мнения о том, что эротика и сексуальность два совершенно различных феномена, которые, как часто утверждают, не имеют ничего общего».
Таким образом, при эротике физическое сексуальное возбуждение достигает определенной ступени, а такие сопутствующие явления, как повышение сердечной деятельности, изменение цвета лица и другое или совсем не появляется, или очень слабо, хотя чувственность затрагивается глубоко.
Переживание сексуального аффекта изменяет не только ощущения, чувства и представления подростков, но и их поведение, вызывающее часто, хотя и временно, потерю прежней непринужденности в общении с другим полом. При встрече возникает какая-то неловкость и только постепенно снимается это чувство, которое может проходить как в положительном, так и в отрицательном смысле. Положительным считается развитие, приводящее к нормализации отношений между партнерами. Отрицательным - когда неуверенность преодолевается грубыми сексуальными действиями и пренебрежением дружеских чувств. В большинстве случаев это ведет к разрыву связей. Под упомянутыми затруднениями не имеются в виду препятствия нравственного порядка, выступающие как необходимые регуляторы в половых отношениях.
В новых условиях возникают дружественные отношения между юношами и девушками, существенно отличающиеся от отношений между лицами одного пола. Они предполагают личную симпатию как более высокую форму товарищества, которая выражается во взаимопомощи, взаимопонимании и взаимном доверии. Но они этим но исчерпываются. Взаимная симпатия качественно иная. Друзья противоположного пола менее нейтрально относятся друг к другу, и характер их встреч иной. При этом сильной дружбе всегда свойственна тенденция к любви. Часто она служит лишь промежуточной стадией и склоняется к тому, чтобы стать чем-то другим - либо любовной связью, либо даже браком. Таким образом, дружба может превратиться в любовь и при благоприятных условиях приводит к прочной связи. Во всяком случае истинная дружба, именуемая так с полным основанием, представляет собой отношения, способствующие развитию личности обоих партнеров и не препятствующие, а, наоборот, содействующие выполнению ими общественных обязанностей.
Типичной формой отношения с представителями другого пола в период полового созревания является влюбленность. По времени этот период приходится на промежуток между наступившей физической половой зрелостью и первым половым сношением. Уже из этого следует, что влюбленность с самого начала не ориентирована на сексуальность, она проявляется в потребности друга или подруги. Влюбленность молодой девушки выражается в самопожертвовании идеалу, в поиске достойного друга или в чувственном желании, что на первых порах мешает найти удовлетворение в простом общении, а вынуждает прибегать к сексуальной связи.
Подростки в период полового созревания, а также в более старшем возрасте, часто не ощущают и не стремятся к каким-либо половым возбуждениям и сексуальным контактам с партнером, которого они любят и присутствие которого делает их счастливыми. Однако это настроение проходит, как только пропадает робость перед представителями другого пола, и в любовном общении возрастает сексуальное возбуждение. Таким образом, друг, который сначала был только любимым, постепенно становится также и желанным. Так начинают сливаться воедино душевные и физические компоненты отношений, которые длительное время развивались отдельно друг от друга. Если этот процесс не будет нарушен преждевременными сексуальными контактами, то его результат, со всеми вытекающими последствиями, можно расценивать как выражение возрастающей гармоничной зрелости личности.
Форму, которая по своему качеству четко отличается от дружбы и любовной связи, можно назвать с некоторыми оговорками и ограничениями флиртом. Хотя флиртом в своей ярко выраженной форме могут заниматься только взрослые, поскольку он предполагает как способность к сексуальным переживаниям, так и опыт и самообладание, тем не менее первые его признаки можно наблюдать уже и в юношеском возрасте. Поведение юношей и девушек при встрече с представителями другого пола во многих деталях аналогично флирту взрослых. Они стараются завоевать интерес и установить связь, которая не предполагает ничего большего, кроме возможной перспективы показать себя в выгодном свете. Желание понравиться и добиться внимания партнера является часто причиной установления контакта. При этом подростки не имеют еще ясного представления о том, какие достоинства нужны для того, чтобы импонировать представителю другого пола, поэтому все более сознательно они используют свои физические качества.
Хотя девушки, в общем, пока еще не сознают сексуальной подоплеки, они стремятся вести себя так, что их поведение можно назвать кокетством. Такое сознательное поведение, преследующее цель привлечь внимание и завоевать симпатию партнера, основано на искусном использовании своего обаяния, которое проявляется во внешнем облике, а также в походке, мимике и жестикуляции. Несмотря на желание понравиться и добиться признания, девушки, как правило, не склонны нарушить физическую неприкосновенность.
Юноша делает все возможное, чтобы показать свою мужественность. Демонстрируя ее, он пытается скрыть робость, неуверенность и неловкость. Такое поведение, наряду со стеснительностью в связи со слабо еще контролируемым половым инстинктом, толкают юношей на попытки осаждать девушек и склонять их к половым отношениям.
В этой показной мужественности, которая служит лишь маскировкой существующей неуверенности, заключается одна из решающих причин мнимого практицизма в отношениях с другим полом, который часто неточно называют характерной чертой эпохи.
Осознанная, но никогда открыто не признанная и редко высказанная лишь самому себе слабость порождает страх перед возможностью допустить оплошность; между прочим, под оплошностью понимают также любое проявление избытка чувств, к которому причисляется и любовь. Такая точка зрения содействует практицизму мышления и мнимому отрицанию всего, что продиктовано чувством. В связи с сексуальным поведением подростков создается впечатление, что эротика во взаимоотношениях юношей и девушек занимает второстепенное место, а на первом месте стоит секс.
Однако до сих пор невозможно точно доказать, как велик практицизм в отношениях между юношами и девушками. Для этого необходимо проводить основательные психологические исследования, чтобы внести ясность в вопросы сексуальных отношений в юношеском возрасте.
Внимательным наблюдателям очень хорошо известно, что юноши, а также и некоторые девушки стесняются показать любимому человеку действительные симпатии и любовь и, соответственно, признаться в них. Но эта застенчивость уменьшается, и приобретается большая уверенность в себе по мере того, как возрастает интимная близость с представителем другого пола.
Вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее участие в производительном труде, в политической и культурной жизни помогает ей в достижении успехов и в приобретение у авторитета у окружающих.
Помимо этого осуществляемое у нас совместное обучение содействует тому, что подростки встречаются в обстановке, придающей их отношениям иное содержание. Возрастающая уверенность подростка при ориентации на значительные для себя и ценные для общества перспективы ослабляет одностороннее стремление самоутвердиться в многочисленных, скорее тормозящих, чем развивающих личность, легкомысленных контактах с представителями другого пола.
Складывающийся в процессе игры, учебы и труда коллектив в основе которого лежит взаимопонимание, взаимное уважение и доверие способствует возникновению более содержательных и сравнительно прочных связей которые в значительной степени препятствуют скатыванию к примитивной сексуальности. Подобные формы отношений между полами больше, чем мимолетные встречи, желательны для молодежи, особенно для молодых девушек. Кроме того, эти отношения дисциплинируют молодого человека. который приходит в восторг от одной молодой девушки и в тоже время склонен завязать знакомство с другими.
Для биологически созревшего в половом отношении юноши существует три способа реакции на проявление полового инстинкта. Он может его удовлетворить, подавить или сдержать.
Сдерживание полового влечения - это цель, которой стоит добиваться прежде всего и которую следует понимать как сознательный отказ от удовлетворения.
Подавление полового инстинкта, хотя внешне и ведет к аналогичному результату, что и сдерживание, по существу иное явление и отрицательно влияет на развитие человека, поскольку оно угнетает его и не позволяет ему справиться с новыми ощущениями и лишь отклоняет от борьбы с проявлением полового влечения.
Удовлетворение же полового влечения происходит различными способами. Юноша может удовлетворить свое половое влечение, вернее, освободиться от него без особых осложнений с помощью например, онанизма или вступить в сексуальные отношения. Постепенно у подростков выработается склонность к удовлетворению полового влечения. Со временем возрастет тенденция к постоянной его реализации. При этом не каждому юноше удастся сразу найти такую форму, которая соответствовала бы его уровню развития, была бы наиболее безопасной и в моральном отношении наиболее оправданной. Зачастую сексуальные действия осуществляются юношей и девушкой, когда взаимная любовь еще не созрела, а возможно, и отсутствует. Подростки, принимая влюбленность за любовь, ошибаются в истинном характере своих чувств и считают, что это оправдывает их сексуальное отношение вплоть до половой связи. Вскоре выясняется, что была только влюбленность, но не любовь. Это приводит к быстрому прекращению мимолетных встреч, поскольку в их основе не лежал прочный фундамент.
Влюбленность, которая вдруг захватывает человека, в противоположность настоящей половой любви, основывается на сексуальном удовлетворении, которое доказывает, что такое чувство быстро проходит, как и появляется.
Французский сексолог А. Вилли пишет по этому поводу:
«Различие между влюбленностью, которую неудачно называют «маленькая» любовь в отличие от «большой» любви, заключается в том, что влюбленность никогда не направлена на личность, как на таковую. Можно влюбиться в волосы, глаза, руки, фигуру, даже в общественное положение человека и одновременно к человеку в целом оставаться равнодушным или даже бессознательно питать неприязнь. Такая частичная привлекательность ведет к «частичной» любви, которая полна противоречий и продолжается недолго...»
Быстрое развитие отношений между людьми, при которых сексуальность прорывается до того, как установлен прочный духовный контакт, называют «коротким замыканием». Явления такого рода обнаруживаются и в отношениях между юношами и девушками. Тогда как для взрослых они остаются эпизодами и сравнительно легко могут быть преодолены, для подростков, особенно для девочек, их последствия нередко оказывают вредное и длительное воздействие.
Такие кратковременные отношения характерны в большинстве случаев для поведения юношей, которые ошибочно полагают, что девушки находятся в таком же состоянии, что и они. Юноша не знает, что у девушки, не имеющей полового опыта, все чувства намного неопределеннее и выражаются они больше в нежности, в отвлеченных желаниях и ожиданиях. Результатом такой ошибочной оценки является попытка юноши до брака всеми средствами, вплоть до применения насилия, добиться от девушки половой связи вопреки ее желанию. Если он достигает цели, то это большей частью происходит за счет девушки, которая не только подвергается риску, но также и несет основное бремя. Негативное влияние такого рода действий еще усиливается крайне неблагоприятными условиями, в которых происходят эти встречи. Не говоря о преждевременной, нежелательной беременности, следствием этого может стать отрицательное отношение к любому сексуальному действию, которое нередко приводит к половой холодности.
Однако не надо делать вывода о том, что в половых отношениях мужчине всегда принадлежит руководящая роль. Несомненно, в первом периоде любовных связей чаще всего руководит партнер-мужчина. Однако и здесь бывают исключения, Так, например, неопытные юноши в период полового созревания не всегда готовы к проявлению сексуальной активности, в которой они должны захватить инициативу.
Общественное положение полов в прошлом отражалось как в половых отношениях, так и в мерах воспитания. Не говоря уже о том, что раньше оба пола, хотя и различными средствами, добивались друг друга, мужчин в большинстве случаев, как они сами признают, женили. Поэтому невозможно оправдывать притязания мужчин на руководящую роль в любовных делах. Оба партнера несут одинаковую ответственность за свои действия и за счастье другого. Им обоим должна принадлежать активная роль при встречах друг о другом. В будущем также известную роль в отдельных случаях будут играть индивидуальные особенности, и активность или пассивность будет проявляться соответственно у того и другого пола. Любое гармоничное партнерство предполагает способность к активному и пассивному поведению обоих.
Когда обсуждается проблема полового поведения нашей молодежи, часто высказываются не очень лестные о ней мнения. Малоквалифицированные участники бесед утверждают, что молодежь утратила способность любить кого-либо от всего сердца. В этом случае остается сделать лишь небольшой шаг для необоснованного вывода о том, что нынешняя молодежь развращена.
Однако, так называемую безответственность молодежи в сексуальной области в нашей республике, невозможно установить при помощи статистических данных. Ясно лишь одно - такое поведение молодежи нашей республики не является доминирующим, оно присуще только меньшинству. Причиной или побудительным моментом этого является идеологическая диверсия, организуемая противниками нашего социалистического строя, с использованием всех современных средств массовой информации, таких, как телевидение и радио. Организация решительного отпора такого рода диверсии - в этом должна заключаться задача нашей воспитательной работы.