Поведение человека в сексуальном отношении проявляется и регулируется тремя факторами: инстинктом, разумом и обществом. Отношения между этими факторами формируются степенью развития человека и общества.
Определенные инстинкты, к которым принадлежит половой, присущи всем приматам и действовали в мире животных еще до появления человека. Разум и общество являются факторами, которые связаны с существованием человека, и по мере его развития приобретали все большее значение и влияли на его поведение.
Половой инстинкт, как и любой другой, слепо направлен на удовлетворение. Половой инстинкт ориентирует другой пол для сближения не только ради удовлетворения, но и для продолжения рода. Эти инстинктивные побуждения первоначально бесцельны, неопределенны и исключают возможность выбора.
По Моллю, половой инстинкт включает две стороны, или две тесно связанные друг с другом части инстинкта, и только их единство делает возможным объединение полов. Молль называет их инстинктом сокращения и стремлением к объединению. Если инстинкт сокращения можно локализовать снятием сексуального напряжения, стремление к объединению имеет другой характер. Оно проявляется в жажде физического и духовного единства с человеком другого пола и может быть названо как инстинкт объединения или половое влечение.
Такое подразделение общего понятия полового инстинкта целесообразно, если говорить о развитии инстинкта у подростков. У них часто преобладает вначале стремление к сближению. Однако наблюдается несоответствие обеих сторон инстинкта, которое проявляется в поведении молодых людей до периода достижения психофизического единства в половой жизни.
Половой инстинкт, и особенно его пробуждение, объясняется функцией половых желез, действием вырабатываемых ими половых гормонов, количество которых в период полового созревания значительно увеличивается. Однако последние исследования свидетельствуют о том, что сексуальными процессами управляют не исключительно гормоны, но и нервная система. Правда, можно очень немного сказать о влиянии созревания на половые процессы, поскольку эта область еще мало исследована. Половые железы образуют гормоны, которые называют половыми гормонами. Эти гормоны направляют деятельность половых органов и влияют на функцию других желез. В период половой зрелости значительно возрастает выработка половых гормонов, вследствие чего развиваются первичные и вторичные половые признаки. Возникающие при этом физические изменения тесно связаны с психическими, в результате которых подросток становится взрослым. Таким образом, циркулирующие в теле половые гормоны оказывают решающее влияние на возникновение физических предпосылок сексуальности.
Половой инстинкт, существование которого, так же как и его действие, меньше всего можно объяснить гормональными процессами, по своей сути вообще не изменился. По-прежнему он проявляется как основная потребность в физическом контакте с представителем другого пола. Однако мера этого инстинкта и половая активность, проявляющаяся у индивида, не зависят от индивидуальной половой функции. Большое влияние оказывает общий уклад жизни, создающийся окружающей средой и воспитанием. Установленные обществом нормы поведения и воля, выработанная в результате воспитания, регулируют сексуальное поведение человека. Наряду с внутренним сексуальным напряжением, базирующимся на физических процессах, окружающая среда действует как импульсы и усиливает половой инстинкт.
Поскольку половое возбуждение появляется исключительно в результате внешних влияний, их степень стимулирует соответствующее состояние организма. В зависимости от того, будут они более или менее возбуждающими, половой инстинкт будет проявляться слабее или сильнее, разуму и воле будет легче или труднее повлиять на него. Этой взаимосвязи пока не уделяется достаточного внимания.
Из всего сказанного явствует, что биологические основы сексуальности действуют не постоянно и половое поведение человека определяют не неизменно. Более того, они пластичны, требуют культуры обращения и поддаются воздействию. Наряду с половым инстинктом как фундаментом полового поведения имеются общественные факторы, которые и определяют половое поведение человека.
Человек не безусловно отдан на произвол полового инстинкта. Способ его сексуальной активности и его отношения к партнеру зависят от его ответственного нравственного решения. Сделать его способным на это могут воспитание и просвещение. Изучение наиболее подходящих путей, которые были бы легкими и приводили бы к успеху, должно стать делом педагогики. Общее развитые - физическое, психическое, духовное и развитие характера - находит выражение в сексуальном поведении человека. Все эти факторы открыты для воспитания и просвещения. Ничего не предопределено заранее. Все приобретается в процессе жизни индивида. В активном столкновении с окружающей средой формируется половое поведение человека, которое по своему характеру зависит от качества общего воспитания и от всех других условий, в которых живет человек.