Путешествуя по ГДР, я познакомилась с профессором Рольфом Борманом, худощавым, не по летам стройным и удивительно подвижным человеком. Его всюду сопровождала жена, милая женщина, мать троих взрослых детей. Оба светловолосые, гостеприимные, интересные собеседники. Конечно, мы говорили о молодом поколении - делились впечатлениями, и в течение всего вечера тема эта оказалась неисчерпаемой. И вот передо мной новое издание книги Р. Бормана «Молодежь и любовь».
Весь прогрессивный мир озабочен падением морали некоторой части молодежи. Причин для этого много. Они кроются не только в последствиях военных лет, но и в недостатках полового воспитания и просвещения.
Кроме того, немаловажную роль играет и акселерация, биологический процесс ускоренного физического развития современного поколения. Акселерация выражается в том, что нынешнее поколение подростков выше своих предшественников в росте на 10 - 15 см, а в весе на 5 - 10 кг. Это становится заметным к периоду полового созревания. По данным исследования известного гигиениста Эрисмана, средний рост 15-летнего мальчика в конце 19 века был 141 см, а в 1962 году он достиг 162 см.
Акселерация повлияла на деятельность эндокринных желез. Лет 50 назад, например, в средней европейской полосе половое созревание девочек начиналось приблизительно с 14 - 15 лет. Теперь признаки полового созревания наблюдаются с 12 - 13 лет.
Кроме того, важно отметить, что акселерации сопутствует не только ускорение начала полового созревания, но и физиологическая и психологическая дисгармония. Действительно, мозг и сердечно-сосудистая система подростков эволюционно не успевает за бурным физическим развитием. Они отстают, и отсюда резкая неуравновешенность нервной системы и чувств.
Вопрос о дисгармонии физиологии человека изучался давно. Еще в 19 веке выдающийся ученый Илья Ильич Мечников написал книгу «Этюды о природе человека». Специальную главу он посвятил вопросам физиологии развивающегося организма и указал, что в период полового созревания наблюдается дисгармония развития человека. Она выражается в том, что чувственность и влюбчивость появляются задолго до половой и общей зрелости организма и продолжаются также долго после ее наступления.
Таким образом, в вопросах формирования чувств подростков и молодежи необходимо учитывать и акселерацию, и особенности воспитания.
Решение проблемы полового воспитания и просвещения во многом затруднено вследствие косности и неправильных взглядов некоторой части воспитателей и педагогов, полагающих, что проблемой полового воспитания заниматься не нужно,- жизнь, дескать, сама научит...
Вопрос этот не новый. Корнями он уходит в традиции дореволюционной школы, когда запрещалось касаться чувства любви и интересоваться естественной жизнью человека.
Однако уже в 60-е годы прошлого столетия демократы-разночинцы потребовали прекращения по отношению к детям так называемой «страусовой политики» - умалчивания вопроса о рождении человека и его происхождении. Горячий поборник народного просвещения Д. И. Писарев, находясь в Петропавловской крепости, с возмущением воспринял правительственную реформу гимназического образования и написал статью «Школа и жизнь», опубликованную в журнале «Русское слово» в 1865 г.
«...Многие чрезвычайно важные подробности из жизни растений и животных умалчиваются учебниками и преподавателями, потому что считаются неприличными и вредными для нравственности и даже для здоровья учащегося юношества. Все половые отношения органического мира, все факты эмбриологии и деторождения блистают своим отсутствием; вследствие этого в знаниях ученика оказывается огромный пробел, которого он и сам, конечно, не может не заметить и который одним голым фактом своего существования непременно будет направлять его нескромную любознательность именно туда, куда по соображениям педагогов эта нескромная любознательность совсем не должна заглядывать... И еще одна мысль, которую следует привести... если хотите искоренить в обществе вредные предрассудки, старайтесь прежде всего сохранить от этих предрассудков подрастающее поколение».
И сегодня мысли Д. И. Писарева особенно актуальны. В его литературном наследии есть немало разработанных вопросов о половом воспитании и подготовке молодежи к семейной жизни.
Проблем полового воспитания касался и великий русский критик В. Г. Белинский. Он писал, что у нас обыкновенно думают, что девственная чистота состоят в младенческом неведении. Ложная мысль. Если добродетель есть неведение, то все животные - предобродетельные особы. Добродетель девушки в том, чтобы она и в знании осталась чистой и девственной.
Половое воспитание - наиболее сложное звено системы нравственного воспитания. Трудности создаются прежде всего тем, что родители и педагоги почти не осведомлены об особенностях физиологии и психологии периода полового созревания. Отсутствует соответствующая подготовка, недостаточно методической литературы по этим вопросам. Нехватка знании в этой области приводит человека к конфликтам, к стыдливому невежеству, ошибкам, а то и к тяжелым физическим и психологическим травмам. Между тем гармоническое развитие немыслимо без воспитания чувств, которые особенно ярко проявляют себя в любви. Постичь природу любви, ее духовные ценности - это ли не путь к совершенству и счастью, доступному только людям.