В процессе развития человеческого общества изменялось не только положение полов и их отношение друг к другу, но и взгляд на сексуальность и ее оценка.
Сексуальность для индивида стала проблемой тогда, когда половой инстинкт перестал регулироваться обществом, и был включен как обряд в соответствующие религиозные и моральные системы. Например, христианство, пробуждая в человеке заботу о своей душе, толкало его на то, чтобы он сам оценивал свои действия и, в первую очередь, в сексуальной области. Неизбежным результатом явилось упразднение аспектов социальной и индивидуальной оценки сексуальности и ее понимания: с одной стороны интересы общества давали одно толкование значения сексуальности, с другой - соответствующие интересы личности были преобладающими. Со временем между этими двумя аспектами установились различного рода связи, обусловленные требованиями времени и развитием культуры.
Появились ошибочные мнения, которые и сегодня играют определенную роль в сознании людей и влияют на их действия. Так, в результате недооценки сексуальности и физических потребностей, сексуальность объявлялась первородным грехом и провозглашалась неприязнь ко всему физическому. Женщина была объявлена носительницей сексуальности и тем самым соблазнительницей и вообще «злым духом». Долгое время брак считался только уступкой для предотвращения разврата, а половой акт расценивался как социальная обязанность. Даже рождение ребенка в средние века было позором для человека.
Реформация и эпоха Возрождения породили более здоровые взгляды, однако не смогли полностью покончить с недооценкой сексуальности. Дальнейшее развитие человеческого общества, вплоть до настоящего времени, после долгих поисков правильных путей пришло к новому пониманию физической потребности и сексуальности. Половые отношения считаются теперь неотъемлемой частью жизни, и их не стали стыдиться.
Но даже такая установка в отношении сексуальности надолго не исключит ошибочные оценки, наоборот, они будут создаваться, хотя и в другой форме и ином содержании, чем в средние века.
Современная буржуазная наука оказала сильное влияние на понятие сексуальности и тем самым на поведение в сексуальной области. Была изменена мотивировка сексуальности, которая в действительности привела к определенным последствиям.
Интимный сексуальный контакт как гигиеническая потребность, ограничение половой любви сексуальной активностью, толкование любви между представителями противоположного пола как чисто личное, свободное от социальных ограничений исполнение желаний личности - это лишь некоторые примеры ошибочных оценок сексуальности современных буржуазных ученых.
При социализме общество и индивид заинтересованы в сближении точек зрения, которое ведет к единой социальной и индивидуальной оценке сексуальности. Однако для этого потребуется пройти еще долгий путь и преодолеть устаревшие и псевдопрогрессивные взгляды на сексуальность. Такое развитие позволит правильно организовать половое просвещение и воспитание, которое не следует ограничивать только подрастающим поколением.
В Германии многие придерживаются ошибочных взглядов в вопросе половых отношений. Еще в 1927 г. было высказано мнение о том, что ни в какой другой области нет такой неискренности, нечестности и лицемерия, как в этом вопросе, и что ни в какой другой области поведение взрослых не находится в таком противоречии с тем, чего сами они требуют от молодежи.
Корни ошибочной оценки сексуальности уходят в прошлое человечества. Если согласиться с мнением современных представителей христианства, то христианская вера отвергает пессимистическое превратное толкование полового вопроса и ее нельзя отождествлять с умозрительными заключениями, основывающимися на древних преданиях о первоначальной бесполости человека. Представители же католической и евангелической церкви до сих пор все сексуальное считают греховным.
В далеком прошлом предпринималось многое, чтобы заклеймить физическую сторону половой любви; проповедники различного толка считали ее грехом и пытались навязать людям свои идеи. Они толкали человека на конфликт с совестью. Их влияние имеет роковые последствия и в наши дни в виде сдерживающих табу и предубеждений в сексуальной области, а неосведомленность во всех вопросах, касающихся сексуальности и половых отношений, также является проявлением этого влияния.
В настоящее время относительно сексуальности существуют самые различные точки зрения. Она с оговорками принимается как отрадное явление в жизни, ее признают как биологический акт или как исполнение супружеских обязанностей, она отрицается как насилие над чувством или как сползание к животному инстинкту. В последнее время создается впечатление, что все больше людей отходят от подчеркнуто отрицательного отношения к сексуальному вопросу особенно в среде молодежи и у большей части молодого поколения взрослых. Но это не следует переоценивать. Учитывая исключительную живучесть устаревших взглядов, сдержанного отношения ко всем сексуальным вопросам, которые явились результатом почти полуторавекового, преимущественно негативного воспитания в сексуальной области, нельзя рассчитывать на его преодоление в ближайшем будущем. С точки же зрения социалистической морали неправильно такое резкое изменение отношений к сексуальной проблеме. Это изменение следует рассматривать как крайность и понятную реакцию на недооценку половой проблемы; и найти нужное решение можно только путем научно обоснованного, последовательного и скоординированного полового просвещения и воспитания.
Половое просвещение и воспитание необходимо также потому, что противники нашего социалистического строя стремятся подорвать мораль трудящихся масс и прежде всего молодежи, используя все современные средства массовой пропаганды, пытаясь распространить буржуазную идеологию, в которой сексуальность с ее проблемами специально выдвигается на первый план.
Идеологи буржуазии сознательно распространяют теории, оправдывающие сексуальную распущенность в любой форме и поощряющие разврат, культивируют настроение конца мира, «научно» доказывают неизбежность войн, половую любовь сводят к процессу, который можно приравнять к утолению жажды или принятию пищи. Исходя из этого пропагандируется «свободная любовь», формы свободного брака, пробный брак, брак втроем и сексуальные групповые отношения, как примеры современной совместной жизни полов.
Такого рода влияния особенно опасны для молодежи, которая не в состоянии сразу отличить здоровое восприятие сексуальности от пропагандируемой нашими противниками «свободной любви». Ее могут соблазнить прелести так называемого «права на свое тело» и рекомендуемое прожигание жизни. Она может считать все это решением всех проблем любви. Поэтому именно молодежи в половом просвещении и воспитании необходимо оказывать помощь, которая позволила бы ей разобраться в ошибочных и вредных теориях.
Однако при этом не следует акцентировать на сексуальных проблемах так, чтобы они превалировали над всеми другими. В беседе с Кларой Цеткин В. И. Ленин сказал по этому поводу следующее: «Я не доверяю тем, кто постоянно и упорно поглощен вопросами пола, как индийский факир - созерцанием своего пупа. Мне кажется, что это изобилие теорий пола, которые большей частью являются гипотезами, притом часто произвольными, вытекает из личных потребностей. Именно, из стремления оправдать перед буржуазной моралью собственную ненормальную или чрезмерную половую жизнь и выпросить терпимость к себе. Это замаскированное уважение к буржуазной морали мне так же противно, как и любовное копание в вопросах пола. Как бы бунтарски и революционно это занятие ни стремилось проявить себя, оно все же в конце концов вполне буржуазно».
Человека социалистического общества надо научить понимать, что сексуальность, как составная часть человеческой природы, не является чем-то неприятным и ее нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Половой инстинкт также не следует расценивать как недруга, который отрывает людей от выполнения своих обязанностей и поэтому необходимо всеми средствами его подавить. Сексуальность и половая любовь являются значительными событиями в жизни людей, и общество должно уделять им должное внимание.
Ганс Шварц в работе «Сексуальность в поле зрения врача» с полным правом утверждает:
«Наше время достаточно продвинулось вперед, чтобы положить конец мнению о том, что сексуальность - это грех и что говорить о ней аморально. Именно в результате буржуазных призывов «запрещается говорить о сексуальности» эта прекрасная область нашего мира была оттеснена в область слухов. Сколько из-за этого было натворено бед, хорошо известно».
Надо, наконец, упразднить табу в области половых отношений и преодолеть все предрассудки, которые препятствуют человеку устанавливать свои интимные связи так, чтобы он черпал в них силу, чтобы они его возвышали и воодушевляли. Только тогда, когда сексуальность войдет во всю совокупность человеческого сознания и его действий и получит правильную оценку, любовь станет частью жизни, которой не следует стыдиться.
Сексуальность - если человек относится к ней сознательно и с пониманием,- это явление, обогащающее жизнь, требующее его нравственного решения, принять которое ему в значительной степени позволит половое просвещение и воспитание.