Чтобы человек был нравственно безупречным, ему надо показать пример, полностью им признаваемый. Такие критерии у подростков создаются из наглядных и впечатляющих примеров, которые направляют их поведение.
Значение и воздействие примера для развития личности подростков целиком и полностью относится и к половому воспитанию и просвещению.
А. С. Макаренко, высказывая мнение о том, как проводить половое воспитание, утверждает, что важнейшее место занимает пример. Если настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, их взаимная помощь и забота, допустимые выражения нежности и ласки с первого года жизни детей проходят перед их глазами, то они создают мощное средство воспитания, неизбежно привлекают внимание ребенка к серьезному и прекрасному отношению между мужем и женой.
Особенно сильное влияние на формирование мышления и поведения подростков оказывают примеры, с которыми они встречаются лично. Прежде всего надо сказать о примере взрослых, влияющем на развитие подростков. Его воздействие не только в том, что подросток просто подражает ему. Пример, подающийся взрослым в отношении к другому полу, заставляет подростка пересмотреть свое собственное поведение. При этом он руководствуется той манерой поведения, которую наблюдал и после анализа признал правильной и достойной подражания.
Таким образом, примеры и образцы помогают критически рассмотреть влияние внешних факторов, формирующих внутренние условия, чтобы более сознательно понимать существующие сложности и преодолевать их. В лице взрослых подросток постоянно и в ненавязчивой форме видит такие примеры.
Личные качества воспитателя, его отношение к социалистической морали, отсутствие у него расхождения между словом и делом, его отношение к представителям другого пола все его поведение в любой ситуации передается подростку и влияет не только на его жизнь в будущем, но и создает основной фактор определяющий, в свою очередь, его отношение к воспитателям и проводимым ими мероприятиям. Многие недостатки детей и подростков объясняются промахами самих воспитателей каждый кто имеет дело с подростками должен знать, что все его действия и поступки влияют на подростков скорее всего тогда, когда не подчеркиваются определенные формы поведения. Личный пример действует только в том случае, если не преследуется воспитательная цель.
Поведение воспитателя постоянно привлекает внимание юношей и девушек; на него они хотят более или менее быть похожими. Они очень быстро разберутся, если воспитатель попытается убедить их в том, что не соответствует его собственным истинным убеждениям. Таким образом, пропадает воспитательный эффект, поскольку воспитателю перестают верить и он не служит авторитетом для подростков.
Несомненно, воспитатели, как и все люди, не могут быть непогрешимыми и свободными от ошибок. Им этого не следует скрывать. Воздействие их примера на подростков как раз в том и состоит, что на них смотрят как на людей с большими и малыми слабостями и видят в них идеалов, равняться по которым подростки мало склонны. Стремление воспитателя преодолеть свои ошибки, желание улучшить и совершенствовать свое поведение - это то, что должен видеть подросток. Таким образом, подросток научится видеть, что правильное поведение и лежащие в его основе положительные качества не являются врожденными, а их нужно приобретать в постоянном самоусовершенствовании. Такое признание помогает подростку не пасовать перед трудностями. Поэтому воспитатель, заинтересованный в том, чтобы служить подростку положительным примером, должен показывать пе только свои положительные качества, но и то, как он сам их добивается.
Сдерживание полового инстинкта и овладение половой культурой требуют твердой дисциплины, достижению которой значительно содействует ориентация на пример.
Действие положительного примера сохраняется и в том случае, если конкретная форма выражения познаваемых ценностей, которые осознаются на положительном примере, теряет в подростковом возрасте свое значение, поскольку подросток начинает больше ориентироваться на систему абстрактных нравственных норм.
Положительный пример остается исходным пунктом и критерием для оценки и тем самым ориентиром для личного поведения подростка.
Следовательно, для формирования отношений подростка к другому полу положительный пример взрослых имеет такое значение, которое вряд ли можно переоценить. При этом пример подается представителями обоих полов. Поскольку каждый пол располагает своими педагогическими возможностями. Пример представителя того же пола влияет на поведение, а представителя противоположного пола определяет ориентацию при выборе партнера. С детства у подростка создается облик будущего партнера под впечатлением образов отца и матери. Поведение родителей, их совместная жизнь создают у подростков представление о браке и влияют на отношение их к другому полу. Так, на примере поведения взрослых развивается у подростков сексуальная мораль.
Тот, кто желает влиять на отношения подростков к другому полу, не должен полагаться только на изолированные действия. Если он собирается беседовать с подростками на сексуальные темы, он должен упорядочить свою жизнь и образ мышления.
Воспитатель, который не живет тем, чему сам учит, вряд ли будет авторитетом для подростка и не сможет рассчитывать на доверие и на действенность своих воспитательных мероприятий. В такой же мере это относится к половому воспитанию: кто руководит, тот должен стать примером.
К сожалению, и в настоящее время в нашем обществе распространена неуверенность взрослых в половых вопросах. Многим воспитателям из-за комплекса неполноценности трудно стать достойными примера. Им приходится учить подростков тому, чего они сами не твердо знают. В этом заключается противоречие между долгом и возможностями, которые мешают даже хорошему воспитателю проводить половое воспитание. Однако такое противоречие преодолимо, так как, если подростки видят, что воспитатель к этому стремится, они готовы довериться его руководству.
Препятствует формированию отношений между полами также то обстоятельство, что многим подросткам приходится расти в неблагополучных семьях или в семьях, где нет отца. По данным консультационных пунктов по вопросам брака и половым проблемам большим злом является супружеская неверность. Там, где она имеется, осложняется нравственный микроклимат семьи и это неизбежно приводит к тому, что у подростка нет положительного примера супружеской жизни родителей.
Исследования показали, что дети из стабильных семей подвергаются меньшей опасности в неправильном развитии половых отношений. А дети, чьи родители были в разводе, в свое время и сами чаще приходят к разводу. Из этого можно без сомнения сделать вывод о том, что на половое поведение подростков большое влияние оказывает отношение родителей друг к другу.
Следовательно, лучшей предпосылкой для успешного полового воспитания и просвещения является гармоничный брак, который показывает подростку достойную подражания семейную жизнь и выдвигает его родителей как положительный пример в отношениях друг с другом. Насколько распространена эта предпосылка, дал соответствующий опрос.
Таким образом, у большинства подростков отсутствует положительный пример супружества родителей и тем самым возможность на него ориентироваться. Правда, здесь следует оговориться, что при определенных обстоятельствах отрицательный пример также может оказать воспитательное воздействие, которое заключается в том, что именно критически мыслящий подросток понимает, что было неправильно в отношениях родителей и каких ошибок ему следует избегать. Но даже в этом случае неприятные переживания в родительском доме все равно причинят вред его отношениям с другим полом, вызовут сомнение и недоверие в искренности своего партнера и в значительной степени воспрепятствуют установлению гармоничных отношений с ним.
Наблюдению и оценке подростков доступны отношения и других людей, которые также носят характер положительного или отрицательного примера и формируют представления подростков об общепринятом в отношении полов друг к другу. Примером для подростков служат родственники и знакомые, учителя и мастера производственного обучения, коллеги по работе и даже старшие братья и сестры. При этом имеет значение не только то, как у этих людей складываются отношения с представителями другого пола. В свою оценку они включают любой контакт с другим полом. Их внимание не в последнюю очередь привлекает и то обстоятельство, насколько царит уважение, предупредительность и вежливость в отношениях других мужчин и женщин. Правда, прискорбен тот факт что взаимоотношения некоторых мужчин и женщин лишь в немногих случаях могут служить положительным примером.
На примере этих данных взрослым следовало бы пересмотреть свое собственное поведение, прежде чем поспешно судить о половом поведении подростков. Многие недостатки подростков являются лишь следствием несостоятельности воспитателей. Поэтому многое зависит от того в какой степени серьезно взрослые строят свои отношения с представителями другого пола в соответствии с нормами социалистической морали. Чем быстрее воспитатели упорядочат свою жизнь, тем значительнее будет их положительное влияние на формирование у подростков отношений с другим полом и тем более действенными будут их личные советы.
Таким образом, ясно, что беседа - это только одна сторона дела. Более важным, чем разговор, является пример своей жизни. В идеальном случае слова у воспитателя не должны расходиться с делом. В половом воспитании такое единство проявляется в отсутствии противоречия между собственным половым поведением и половым поведением, которое требуется от подростка.
Высказывания о значении положительного примера были бы односторонними и потому неполными, если бы они ограничивались только воздействием окружающих. Вряд ли менее сильное влияние оказывают персонажи и события, которые изображают в своих произведениях поэты и писатели.
Важное значение в этой связи имеет литература для чтения подростков. Именно в ней показывается достойное подражания отношение между отдельными личностями и группами людей. Художественные произведения, превращенные в сценарий, воплощаются в театре, кино, по радио и на экране телевизора.
Молодежь, когда читает, слушает и смотрит передачи, отождествляет себя с действующими лицами, переживает их огорчения, разделяет их радости, будто она сама непосредственный их участник. Такого рода чувства долго потом действуют на молодежь и влияют на ее взгляды и поступки.
Задача воспитателей заключается в том, чтобы с помощью искусства и литературы знакомить подростков с положительными примерами и образцами, знакомить их с жизнью.
Отсюда возрастает ответственность писателей и художников, поскольку их произведения представляют огромную силу в деле формирования сознания. Они должны постоянно иметь в виду воспитательное значение своего творчества и всегда помнить об этом. В средствах массовой пропаганды - книги, кино, театр - исключительно большую роль играют эмоции, которые еще в большей степени необходимо использовать для полового просвещения.
Несомненно, в нашей стране существует заслон любым формам распространения халтуры и бульварной литературы. Тем не менее иной раз можно видеть, как книги, театр, кино и телевидение становятся иногда пропагандистами взглядов и поступков несовместимых с нашей моралью. Сравнительно легко найти такие примеры, если проанализировать тексты песен, содержание фильмов и развлекательных передач. Разумеется, из всего сказанного не следует, что мы выступаем в роли ханжей и хотим, чтобы любовь во всех ее проявлениях исчезла из поля зрения молодежи. Речь идет лишь о том, чтобы дать правильную ориентацию и с помощью положительного примера помочь молодым людям правильно разобраться в половых вопросах и строить свои отношения с представителями другого пола в соответствии с социальными принципами.
Любовь - это только часть жизни, и она может развиваться только в обществе счастливых людей, построению которого должен способствовать каждый.
Наше половое воспитание и просвещение не преследует цель утверждения аскетизма (хотя он и помогает бороться с распущенностью), поскольку это ведет к пренебрежению общественными обязанностями и мешает развитию как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Каждый воспитатель обязан внести свой вклад в половое воспитание молодого поколения, состоящее также и в том, чтобы знакомить молодежь с положительными примерами, которые в сочетании с его личным примером создадут критерий и ориентир для формирования социалистических отношений между полами.