Мораль как форма общественного сознания это система норм, принципов, правил, взглядов, идей, которые формируют отношения людей друг к другу в обществе и их отношение к обществу.
В ранний период развития человечества возникла потребность выработать принципы, регулирующие отношения людей. В родах и племенах первобытного общества существовали нравы и обычаи, по которым определялись отношения между людьми в интересах общества.
Уже тогда поведение людей оценивалось по категориям «добро» и «зло». Такая оценка проводилась на основе норм и правил тогдашней морали, включающей в себя требования общества к поведению людей, по отношению к отдельным его членам и ко всему обществу. В зависимости от того, одобрялось или не одобрялось поведение и действие людей, мораль влияла на общественную жизнь.
Разделение общества на антагонистические классы имело решающее значение для дальнейшего развития морали. Вместо единой морали, отвечавшей потребностям всего общества, появилась мораль класса, господствующего в тот период. Классовое общество, используя все средства массового воздействия, поставило мораль на службу сохранения и укрепления существующего порядка и противопоставило ее интересам угнетенных масс, которые в свою очередь создали собственные взгляды, принципы, правила, нормы и мораль, соответствующие своим условиям существования, и руководствовались ими в своих действиях.
Такого рода изменения норм морали, продиктованные объективными общественными условиями, опровергают провозглашенное идеологами эксплуататорского класса утверждение о том, что якобы существует «вечная» мораль, независимо от сознания человека и его общественного бытия. А в действительности все наоборот. Мораль всегда соответствует реальным интересам и потребностям людей определенной эпохи и тем самым реальному положению классов и изменяется с его изменением.
Следующая попытка современной буржуазной идеологии противостоять научному пониманию марксистско-ленинской этики воплощена в позитивистских, основанных на чувственных ощущениях, теориях морали.
Упадочнические настроения буржуазной этики продолжают проявляться во взглядах на мораль и в поведении людей в условиях социалистического общества и окончательно еще не преодолены. Особенно очевидны они в отношениях между представителями одного пола и разных полов. Они препятствуют также успешно происходящему процессу формирования социалистических отношений между людьми. Противостоять их влиянию - вот задача полового просвещения и воспитания.