Половое воспитание и просвещение взаимозависимы. Оно представляет собой необходимую составную часть общего процесса социалистического воспитания человека. Это и понятно, так как в организации полового воспитания и просвещения встречаются совпадения с принципами и методами, применяемыми в любой другой области нравственного воспитания.
Несомненно, имеются определенные отличия и особенности в организационно-методической области. Они вытекают из специфики задачи и объектов воспитания. Но эти особенности не настолько значительны, чтобы их обособлять. Любая мера, необходимая для полового воспитания и просвещения, соответствует методам, которые приняты и применяются в воспитательной работе.
Цели и содержание воспитания и просвещения в обществе требуют качественно нового, проводимого в социалистическом духе организационно-методического процесса воспитания и просвещения и руководства этим процессом. Задачи воспитания и просвещение требуют тесной связи с общественной жизнью.
Социалистическая личность воспитывается в коллективе и коллективом. Воспитатель строит свою работу на создании воспитательной силы коллектива. Подросток живет и развивается в типичной для социалистического общества форме общения. Его поступки, их целенаправленность, мотивировка, осуществление и оценка в значительной степени определяются коллективом. Потребности и интересы отдельной личности совпадают в принципе с потребностями и интересами коллектива. Поэтому воспитатель может через организацию и коллектив оказывать влияние на каждого члена коллектива в отдельности.
Половое воспитание и просвещение не остается процессом исключительно между воспитателями и подростками, а активизирует подростков и заставляет их участвовать в собственном воспитании, то есть в самовоспитании.
В центре внимания социалистического воспитания и просвещения находится деятельность самих воспитуемых. Для достижения поставленных целей непригодными являются методические и организационные принципы воспитательной работы, обрекающие подростков на пассивность или направляющие их активность на области, имеющие второстепенное общественное значение. Перед каждым воспитателем стоит задача склонить подростков к полезным действиям, организовать и направлять их деятельность. Таким образом, пробуждается собственная инициатива подростков, поощряется их самостоятельность и поддерживается их уверенность в себе.
Необходимо, чтобы подростки устанавливали свои связи в процессе совместных игр, учения и труда и при этом приобретали бы опыт, который обогатит их знания и окажет решающее влияние на их поведение. Социалистическая педагогика отвергает теории бесконфликтного эволюционизма, она использует внутренние противоречия как решающие движущие силы развития. Воспитатели доводят эти противоречия до сознания подростков, побуждая разобраться в них и помогая их преодолевать.
Непосредственно невозможно или почти невозможно формировать половое поведение подростков. Чтобы преодолеть внутренние и внешние противоречия, необходим окольный путь, которого, собственно, нет. Только если подросток эти противоречия сознательно преодолевает и знает, чего от него ждут и что благоприятно для других, он в состоянии принять правильное решение и соответствующим образом действовать. Все выводы и мероприятия воспитателя, обоснованные с деловой и научной точки зрения, могут быть понятны для подростков. Поэтому путем убеждения и внушения можно направлять их деятельность и формировать их поведение. Принуждение возможно только в случае необдуманной позиции отдельных членов коллектива. Из-за этого страдают интересы коллектива. Допустимо принуждение только в случаях, если подросток недостаточно умен и склонен к неблагоразумным и необдуманным действиям в ущерб самому себе.
В области полового воспитания успешно может действовать только тот, кто усвоит эти положения и будет ими руководствоваться. Принуждением добьешься мало или вовсе ничего не добьешься. Не так просто, например, воспрепятствовать дружбе юношей и девушек. Запрет делает ее еще более привлекательной, и возрастает стремление развивать ее интенсивнее и тайно. В отношениях старших подростков существует сравнительно мало законов и нормативов, которые могли бы заставить юношу или девушку следовать определенным нормам в отношениях друг с другом. Мы не боимся сказать о том, что старшие подростки в этих вопросах довольно часто принимают решения самостоятельно.
У воспитателя мало выбора. Он должен решиться строго по-деловому и логично аргументировать свою позицию, чтобы оказать влияние на половое поведение подростков. Следует пробуждать не страх перед возможными последствиями, а мобилизовать благородные мотивы, которые заставят подростка действовать, сознавая свою ответственность. Понимая риск, за который он в конечном итоге один несет ответственность, его необходимо подвести к нравственному решению. При этом мистификация и маскировка половых вопросов так же дезориентирующе действует на подростка, как принуждение, страх и попытка оберегать его, поскольку эти меры делают его неспособным самостоятельно занять определенную позицию или предвидеть последствия своих действий. Огромное значение для передачи знаний, опыта и убеждений, направляющих поведение, имеет слово, теоретическое изложение обстоятельства и сути дела. Однако одних слов недостаточно для того, чтобы сделать подростка способным и готовым направить свое половое поведение по такому пути, который удовлетворил бы его индивидуальные потребности и одновременно требования общества, содержащиеся в правилах и нормах морали. При формировании социалистической личности всегда необходимо различным образом объединять два основных пути: путь от сознания к поведению и путь от поведения к сознанию.
Путь от сознания к поведению - это путь наставлений и убеждений. Через мышление и чувство, действующее на сознание, следует определять поведение подростка и тем самым развивать личность в целом. Путь от поведения к сознанию направлен на то, чтобы в результате воздействия на поступки вырабатывать и сознание. Это путь навыков, привычек и убеждений, приобретенных в общении с окружающим миром.
Оба эти пути отличаются друг от друга тем, что в одном случае на первом плане стоит воздействие на сознание, а в другом главенствующее положение занимает влияние на поведение. Только правильное сочетание обоих этих путей исключает одностороннее формирование личности и через единство теории и практики ведет к единству слова и дела, мышления и действия.
Такое единство сознания и поведения должно проявляться в отношениях подростков к представителям другого пола. В своих действиях они должны основываться и руководствоваться социалистическим сознанием. Воспитатель может непосредственно и косвенно влиять на отношения подростков к другому полу. Непосредственно тем, что он рассказывает подростку о правильных отношениях между полами, доводит до его сознания общественные требования. Открывая перспективы и влияя на существующие отношения, воспитатель предоставляет возможность для их развития, ненавязчиво контролирует их, помогая подросткам советом, и в случае необходимости критикует их отношения. Косвенно он влияет через общую организацию воспитания и через коллектив, путем педагогического воздействия, при котором активизируются воспитательные силы коллектива, и путем создания условий, ситуаций и возможностей, которые заставляют подростков принимать правильные решения и соответственно действовать.
Прямое и косвенное воздействие тесно связаны друг с другом и служат одной цели. В обоих случаях воздействия можно выделить средства и методы воспитания, влияющие на подростков. Причем непосредственно воспитатель оказывает влияние путем личного контакта.
Формирование и направление отношений между полами у подростков обязательно предполагает непрерывность полового воспитания и просвещения. Безрезультатны попытки, которые предпринимаются лишь тогда, когда у подростков уже сложились сравнительно прочные навыки в общении с представителями другого пола, когда воспитуемые установили парные отношения, которые нельзя уже характеризовать как детскую дружбу. Эти подростки, которых воспитатели предоставляли самим себе, теперь не в состоянии понять, почему взрослые вдруг стали проявлять интерес к их отношениям с представителями другого пола. До сих пор они сами решали свои половые проблемы, и теперь не видят достаточных оснований соглашаться с советами, требованиями и критикой воспитателей и родителей. В большинстве случаев дело может доходить до неприятных столкновений, которые еще больше увеличивают уже наступившее отчуждение между воспитателями и подростками.
Поэтому всем воспитателям следует своевременно подумать о своей ответственности и своей обязанности с самого раннего детства знакомить подростков с проблемой пола, готовить их к встрече с представителями другого пола, придавая этой встрече соответствующее содержание и направление, Однако тем воспитателям, кто упустил это время, не надо огорчаться. Если им удастся найти правильный тон, они смогут в большинстве случаев восстановить потерянные позиции. Но, безусловно, им труднее решать свою задачу, их положение более сложно и перспективы на успех значительно меньше, чем у тех, кто постоянно влиял на поведение подростков в половой сфере и направлял их развитие.
Педагогическое влияние на отношение подростков не должно становиться какой-то кампанией, в которой все упущенное следует сконцентрировать и молниеносно наверстать; воспитательная задача не должна стать исключительным делом воспитателя или соответствующих организации: только взаимодействие всех сил, принимающих участие в воспитании подростков, гарантирует успех.