Взаимоотношение подростков с другим полом является составной частью их отношений в рамках общечеловеческих контактов. Оно выражает те социальные взаимосвязи, которые определяются уровнем развития подростков в физической и психической областях.
По мере того как подросток становится старше, общечеловеческие взаимосвязи с другим полом становятся все актуальнее. В процессе поступательного полового созревания возрастает интерес к представителю другого пола, который уже считается партнером. Известные до сих пор и существовавшие ранее отношения с другим полом расширяются; это обогащает подростка, хотя на первых порах и осложняет его жизнь, поскольку подростки, как правило, с трудом привыкают к новым обстоятельствам. Появившийся сексуальный аффект - неизвестное до сих пор переживание - действует тревожно, так как вызывает типичную и понятную неуверенность в поведении. С наступающей биологической половой зрелостью усиливается тенденция к сексуальности. Юноши чаще испытывают затруднения в правильном регулировании своих сексуальных побуждений. Они склонны в большинстве случаев искать только сексуальную разрядку, не стремясь при этом к личной связи. Только в возрасте примерно 18 лет они в состоянии владеть собой и лучше управлять возникающими сексуальными побуждениями.
Еще до периода ярко выраженной физической и духовной дифференциации полов становится заметным изменение в отношениях юношей и девушек друг к другу; они начинают понимать различие между полами. Детство уходит - окружение меняется. Усиливающийся половой инстинкт привлекает представителей противоположного пола друг к другу по-новому, и это чувство не идет ни в какое сравнение с прежними отношениями, существовавшими ранее.
Макс фон Грубер характеризует это следующим образом:
«Так возникает желание привлечь внимание представителя другого пола, понравиться, проявить нежность и принять ее и, наконец, потребность полового сближения. Однако такое желание первоначально часто не направлено на человека, которому молодые люди адресуют свою эротическую симпатию. Этого человека считают возвышенным, не обладающим такими «земными» желаниями, как сексуальность. Если сексуальная потребность ощущается настолько сильно, что требует удовлетворения, то часто она направлена на другое лицо, а не на любимую. Только с достижением психической зрелости исчезает противоречие между эротикой и сексуальностью и они объединяются в направлении одной и той же личности».
Пробуждающуюся у подростков потребность к общению с представителями другого пола нельзя толковать как инстинктивное стремление к половому акту. Это прежде всего стремление к уединению с партнером и парами, которое, правда, не лишено сексуального оттенка.
Мужчины и женщины в принципе во всех областях предназначены для партнерских отношений. Никто не может уклониться от общения с представителем другого пола без ущерба для своего развития. Односторонность и пустота жизни, неправильное поведение в социальной области были бы неизбежным следствием желаемой или вынужденной изоляции от другого пола. Установлению партнерских отношений необходимо учиться, чтобы избежать неправильного поведения, например неправильной оценки другого пола и др. Как выглядит встреча с представителем другого пола, как она проводится и какие последствия она влечет за собой в значительной степени зависит от характера знакомства с другим полом. Характер встречи в юности, формирующийся в значительной степени обстоятельствами, в которых эта встреча происходит, определяет дальнейшее развитие отношений с другим полом. Встречи с представителями другого пола в детском и особенно в юношеском возрасте оказывают влияние на его приобщение к обществу и на отношение его к другому полу.
Определяемые в детстве и в юношеские годы отношения между полами, которые вырастают из дружбы в школе, в свободное время, в общественной работе, в игре и в труде, представляют собой подготовительный этап, дающий подрастающему поколению возможность сосуществовать с другим полом в рамках общества. Если юношеские годы не будут использованы для этой цели, впоследствии могут возникнуть значительные трудности при установлении половых отношений.
Знакомство с представителями другого пола происходит также в различных сферах и формах. Оно в общем, человеческом смысле дополняется возможностями, которыми располагают первые парные отношения. Представитель другого пола занимает мысли, чувства и действия подростка так, что это позволяет ему правильно определить свои отношения с партнером. Если попытаться помешать или без нужды затруднить такую встречу, возникнет опасность, которая приведет к несдержанному поведению, при этом весьма нежелательному.
Не следует возражать против свободного естественного общения девушек и юношей, оно заслуживает даже поощрения со стороны воспитателей. Однако встречи должны происходить в форме, одобренной воспитателями. Широкие возможности для этого предоставляют семья, школа, молодежная организация, предприятие, молодежный клуб и спорт. Внушают опасения лишь неконтролируемые и не поддающиеся контролю встречи.
У человека врожденная половая способность, для воспитания которой требуется времени больше,чем для других человеческих потребностей. В результате преждевременного соблазна эта способность может активизироваться в период, когда едва ли имеется реальность осуществления полового чувства и сексуальных стремлений.
В раннем юношеском возрасте уже развито половое чувство, правда неясно выраженное и еще пе направленное на представителя другого пола. Половое влечение в детском возрасте, да и в период созревания, проявляется сравнительно редко, хотя воспитатели любит поговорить о нем, чтобы замаскировать промахи воспитательной работы. Во всяком случае, там, где это влечение существует,- это результат общей распущенности и серьезных недостатков в воспитании.
Половой инстинкт постепенно усиливает интерес к представителю другого пола. Половое развитие в период созревания в значительной степени содействует важным изменениям в структуре социальных отношений. Стремление к партнеру другого пола становится все более дифференцированным. Подросток ищет, выбирает, находит и отвергает. Такой поиск и непостоянство следует считать необходимыми явлениями, поскольку именно благодаря им подготавливается и становится возможным решение и выбор подходящего друга, подруги. Разумеется, это относится только к встречам, которые являются положительными в хорошем смысле этого слова.
В этот период многие подростки без ущерба справляются со своими чувствами, особенно в том случае, если они получают соответствующую поддержку со стороны воспитателей. Разумное общение с ровесниками, а также со взрослыми, в особенности с родителями, вселяет в них необходимую самостоятельность, которая помогает преодолевать все возникающие трудности. Поведение молодого человека или девушки определяется степенью их развития, соответствует их зрелости. Однако, это в большей мере относится к формированию половых отношений, чем к их осуществлению.
Для подрастающего поколения нецелесообразны слишком ранние индивидуальные встречи. Учитывая не одинаковый уровень развития подростков, невозможно указать точный возраст. Юноши и девушки в начале периода возмужания еще не в состоянии встречаться свободно и непринужденно, хотя и отделяются от группы сверстников и ищут встречи самостоятельно. При определенных обстоятельствах это может привести даже к отрицательным явлениям.
К сожалению, взгляды многих взрослых на половые отношения молодежи в большинстве случаев ошибочны. Об этом свидетельствуют опросы, целенаправленные беседы и дискуссии, которые проводились с родителями и учителями. Например, считается, что молодежь вообще испорчена, так как очень рано вступает в интимные отношения, и ее стремления к представителям другого пола конкретны и ориентированы главным образом на «секс». Как правило, при такой оценке исключение делают только для собственных детей, считая, что они на это не способны. Пытаясь тем самым успокоить свою совесть, взрослые объясняют нерешенные проблемы полового воспитания и просвещения неуверенным к ней подходом. Однако оба мнения в корне ошибочны и пагубно влияют на подрастающее поколение, поскольку побуждают воспитателей проводить неправильные мероприятия или отказываться от каких-либо действий вообще.
Предпосылкой для педагогически правильного воспитания половых отношений молодежи служит реальная оценка положения, основанная на знании половых отношений, их причин, форм и последствий. Только такое решение избавит всех от недопустимых обобщений, устранит неуверенность и направит педагогические действия в нужное направление.
Ошибочные взгляды на характер половых отношений молодежи часто также подтверждаются отдельными наблюдениями, примерами и высказываниями самой молодежи.
Надо отметить, что случаи о неправильном поведении молодых людей быстро распространяются и влияют на формирование общественного мнения. Однако несправедливо обобщать частное и выдавать его за форму поведения всей молодежи. Рассказы подростков, как правило, не всегда правдоподобны и являются больше выражением появляющегося в период половой зрелости бахвальства. Так, девочки от 11 до 13 лет очень охотно говорят о мнимых знакомствах с юношами и мужчинами. Большинство этих сообщений лишено всякой почвы, и поэтому не следует их переоценивать и делать из них выводы.
Вполне нормально, что юноши и девушки в период полового созревания думают о сексуальности и размышляют об этой проблеме. Но интерес к половой проблеме не идентичен половым отношениям. Кто этого не учитывает, совершает недопустимые обобщения и серьезные ошибки.
Воспитателя не должен тревожить интерес молодежи к половым вопросам. Ему следует оставаться спокойным, не проявлять подозрительности, иронии или нетактичного вмешательства в сферу интимных переживаний подростков. Половые интересы в период полового созревания являются естественными и направлены к представителю другого пола. Например А. С. Макаренко знал об этом и утверждал, что он не помнил ни одного ребенка, ни одного подростка 15 лет (не встречал их ни в детском возрасте, ни позже), у которых не пробуждался бы живой интерес к половым вопросам.
Хотя речь здесь идет о нормальной и обязательной стадии развития, нельзя оставлять молодежь на произвол судьбы и отказываться от контроля и влияния на нее. Разумеется, трудно оспаривать отрицательные явления в половых связях молодых людей. Юноши, которые не имели правильных руководителей и были лишены необходимой поддержки со стороны взрослых, ищут и находят возможности для преждевременных половых контактов. Они вступают в половую связь для того, чтобы, как они полагают, открыть последний секрет взрослых. Они осуществляют половые связи как можно с большим числом партнеров, не поддерживая при этом связь, свойственную человеку, что делает их неспособными понять истинный смысл половых отношений. Они демонстрируют свою физическую зрелость, при этом упускают из виду, что такое поведение не только не делает юношу взрослым, но и препятствует развитию его личности.
Причины такого неправильного развития весьма различны: совращение более старшими или сверстниками, неправильные представления о любви и сексуальности. Возможными причинами могут быть также и мелочная опека или распущенность окружающих. Все это порождает у молодежи праздность, бесперспективность и неспособность к волевому управлению своим поведением. Невежество пробуждает интерес к определенным половым связям и представляет их как нечто сенсационное.
Становится очевидным, что именно недостаточность или отсутствие полового воспитания и просвещения служит единственной причиной неправильного поведения юношей и девушек в этой области. Ни в коем случае нельзя упускать из виду и того, что общественность должна решительно влиять на поведение молодежи, поскольку она формирует ее мировоззрение.
Несмотря на утверждение некоторых лиц, необходимо отметить, что молодежь ГДР не испорчена и не заброшена в половом воспитании. Понятие половой безнадзорности относится только к сексуальности некоторой категории детей и молодежи и отличается от поведения остального общества. Половая безнадзорность является симптомом периода общественного упадка. Из этого следует, что в нашем общественном строе с высокими моральными требованиями, с достойными человека условиями и гуманными перспективами половая безнадзорность молодежи может встретиться только в крайних случаях. Исследования в области полового поведения молодежи в нашей республике служат доказательством того, что у нас нет явлений половой безнадзорности, исключая случаи, когда отдельные группы в результате недостаточного воспитания и контроля, сбившись с правильного пути, причиняют нам серьезное беспокойство.
Условия жизни подрастающего поколения коренным образом изменились, и они обусловливают положительное развитие молодежи. Так, уже сегодня можно наблюдать определенные изменения в поведении подростков в период полового созревания и после его окончания. Индивидуалистические тенденции проявляются все меньше. Отдаление от общества, «уход в себя» (по Шпрангеру, Тумлирцу, Кро, Бюлеру и другим, типичное для двадцатых годов) не являются уже всеобщими. Действия подрастающего поколения все больше определяются социалистическими нормами. Более уравновешенное, оптимистическое и уверенное поведение стало результатом общественных перемен. Резкое и вызывающее поведение подростков, доставляющее немало хлопот воспитателям, встречается также и в области половых отношений. Это следует расценивать как типичное для подростков поведение, выражающее противоречивость переходного возраста юношей и девушек, которые уже не дети, но еще и не взрослые.
Любовь и дружеские взаимоотношения друг с другом присущи молодежи социалистических стран. Тот, кто не желает признавать этого - не видит действительности, исходя из которой возможно сознательное управление жизнью молодежи и влияние на нее.
Различные формы дружбы п любви при благоприятных условиях служат мощным и важным стимулом в учебе и труде для достижения более высоких успехов во всех областях жизни. Понимающий друг всегда стоит того, чтобы к нему стремиться.
Сознание этого должно подсказать каждому воспитателю необходимость оказывать должное внимание половым проблемам подростков, относиться к ним с тактом, доверием и пониманием, уважать их и соответствующе направлять.