Выше мы показали, что половое воспитание и просвещение является составной частью общего процесса социалистического формирования человека. Поэтому его осуществления невозможно добиться ни проведением специальных мероприятий, ни применением исключительных мер. Необходимо принимать во внимание влияние на подростков окружающей среды, которое в большинстве случаев сильнее, чем воздействие различных мероприятий, часто мало учитывающих действительные условия жизни подростков.
Воспитательные возможности окружающей среды необходимо выяснить, использовать и развивать. Это нужно и можно делать во всех сферах жизни подростков. Школа и предприятия, молодежная организация и семья должны все больше становиться опытным полем, где воспитатели сознательно формируют межчеловеческие социалистические отношения, в которых половые отношения являются лишь их частью.
Сила воздействия семьи на развитие отношений воспитываемых в ней детей в значительной степени определяется характером семьи, отношениями между ее членами и пониманием родителями своей задачи в деле воспитания. Именно в родительском доме может быть сделано очень многое для развития коллективизма у подростков, их готовности к установлению упорядоченных социальных контактов. К сожалению, эти возможности еще слишком редко признаются и используются. Нарушенные семейные отношения наносят вред воспитанию подростков. Негармоничные браки влияют, несомненно, крайне отрицательно на обстановку в семье и на ее воспитательную силу. Ссоры родителей разрушают гармонию семьи и нарушают ее уравновешенность, обременяют детей отрицательными переживаниями и не позволяют им определить нормальные полезные для их развития отношения с родителями.
Напротив, дружная, скрепленная любовью жизнь родителей служит примером и способствует установлению подростком правильных отношений с представителями другого пола.
Господствующая в семье атмосфера, так называемый нравственный семейный микроклимат, в значительной степени определяет социальное поведение подростков и готовит их к сосуществованию в других областях и в других формах.
Именно опыт, приобретенный в раннем детстве, формирует такие основные понятия, как порядочность и чистоплотность, самодисциплина и самоотверженность, которые в свою очередь влияют на поведение человека в рамках последующих половых отношений. Большое значение для полового поведения подростка имеет осуществляемое равноправие полов, уважение к партнеру и выработанные привычки в общении с представителями другого пола. Эти факторы и в дальнейшем определяют половое поведение подростка. Таким образом в семье происходит учебный процесс, сопровождаемый наставлениями и нравоучениями, в котором под влиянием совместной жизни и примера для подражания вырабатывается социальное поведение подростка. Школа, детские и молодежные организации, как и другие институты, подключаются к этому процессу, расширяют то, что уже имеется, дополняют и развивают семейное воспитание, и в случае необходимости вносят соответствующие поправки. Таким образом, теоретически в нашем обществе нет противоречий между семейным и общественным воспитанием. Разумеется, при условии, если родители выполняют свои обязанности в воспитании детей.
Благоприятный нравственный семейный микроклимат создает одновременно также гармоничную атмосферу для воспитания, основанную на любви родителей к детям, при которой нет места для изнеживания и баловства, которая включает заботу без мелочной опеки и предоставляет детям самостоятельность и инициативу, требовательность и критическое отношение. Если в условиях такого нравственного семейного микроклимата живут несколько братьев и сестер, это создает наиболее благоприятные условия для развития, поскольку здесь взаимное узнавание происходит в естественной привычной обстановке и носит более бесконфликтный характер, чем в других случаях.
Все сказанное выше о гармоничной семейной обстановке и ее влиянии на развитие многих аспектов общительности подростков может привести к выводу о том, что в условиях семьи, якобы, не требуется никакого особого внимания к сексуальной проблеме вообще и половым отношениям в частности, особенно при наличии благоприятных условий.
Однако такая точка зрения ошибочна уже потому, что чем старше становятся дети, тем все больше появляется необходимость в наставлениях и помощи в решениях ими вопросов пола. Подростки сами расширяют свой радиус действия, разрывают семейные границы и, наконец, как юноши, так и девушки устанавливают контакты с другим полом. Такого рода контактам еще задолго до их установления может и должна содействовать окружающая среда, созданная родителями в семье.
Немаловажное значение имеет гигиеническое воспитание в раннем детстве с привитием навыков опрятности и чистоплотности. При этом допускают ошибки те, кто, стараясь представить половые органы в негативном свете, как расположенные рядом с органами выделения, тем самым препятствуют нормальному развитию ребенка. В этом случае следовало бы занимать, по меньшей мере, нейтральное, а не такое распространенное отношение, когда гигиеническое воспитание ставится на службу в борьбе с сексуальностью.
Другая ошибка родителей заключается в стремлении не только рассказывать своим детям небылицы о половых вопросах, но и ограждать их от всего того, что имеет хоть какое-то отношение к сексуальности. То, что эти действия всегда обречены на неудачу, следует уже из того факта, что в нашей республике дети и подростки иногда встречаются с явлениями, которые не назовешь социалистическими. Речь идет о неправильном поведении взрослых, о влияниях плохой рекламы, некоторых передач по радио и телевидению, в которых отрицательное поведение в обращении с другим полом дает при этом представление, не имеющее ничего общего с положительным половым воспитанием.
Считается, что путем сознательного замалчивания полового вопроса можно предотвратить раннее пробуждение полового инстинкта и сексуального интереса, и не учитывается, что тем самым пробуждается любопытство подростков и ответы на волнующие их вопросы они вынуждены получать в большинстве случаев из сомнительных источников.
Родители, которые так поступают, столкнувшись впоследствии с плодами своего неправильного воспитания, часто склонны перекладывать вину на других или объяснять поступки своих детей «нынешним временем», влиянием плохих друзей или влиянием периода полового созревания.
Ответственность родителей за подготовку своих детей к формированию отношений с другим полом не следует понимать в том смысле, что они, используя свой авторитет, должны противодействовать всем неприятным явлениям в отношениях подростков с другим полом и выступать с беспощадной строгостью (в смысле борьбы с отрицательными симптомами) даже против того, что только отдаленно напоминает об установлении отношений между юношами и девушками. При этом принимаются меры, характерные для этой тенденции к исключительно деструктивному и реактивному воздействию, то есть к разрушению контактов, что, однако, несовместимо в отношениях юношей и девушек. К числу таких мер относятся: придирчивые допросы, угрозы строгого наказания, приведение такой угрозы в исполнение, изоляция от друзей, бесконечная брань, взывание к совести, строгий надзор днем и ночью, лишение всех удовольствий, выслеживание и выведывание, неуважение к тайне подростка, допросы друзей, создание атмосферы недоверия и пессимизма, представление сексуальности как чего-то животного, отвратительного, недостойного и низкого. Каждая из таких мер по меньшей мере способна отравить атмосферу в семье и разрушить доверие между родителями и детьми, необходимое для всякой воспитательной работы, а иногда может привести и к более худшим последствиям.
Также отрицательно действует другая крайность родителей, когда подросткам разрешается все. Это объясняется в большинстве случаев неспособностью родителей оказывать влияние на своих детей или их неправильным представлениям об оптимальном развитии молодежи, необходимом для полной свободы. Такой сознательный отказ от какого-либо воспитания ведет к полному игнорированию того факта, что родители, ограждая своих детей от конфликтов и трудностей, оказывают своим детям медвежью услугу. При этом не имеет значения, чем мотивируется такая позиция: основывается ли она на неправильном представлении о воспитании подростков или на отсутствии времени, умения, терпения, чуткости и любви.
Молодые люди должны еще в детском возрасте научиться подавлять свои желания и сдерживать свои эмоции. Тот, кто в раннем детстве не получил соответствующего воспитания, в юношеском возрасте не сможет понять почему во многих случаях невозможно удовлетворять все свои потребности. Следовательно, любая избалованность может пробудить сексуальный инстинкт.
К сожалению, следует отметить, что сегодня многие отцы и матери не хотят заниматься последовательным воспитанием своих детей. Такие родители молчаливо мирятся с тем, что их сын или дочь не ночуют дома, стараются оправдать это тем, что молодежь сегодня нельзя подвергать мелочной опеке. Понимать молодежь не означает оставлять ее без всякого надзора и руководства в ситуациях, в которых она не может сама справиться.
Особенно недостойным такое поведение становится тогда, когда воспитатели, дорожа своим авторитетом, трусливо избегают того, что может вызвать у молодых людей недовольство или, еще хуже, гнев.
Половое воспитание и просвещение, которое способствует осознанию подростками их ответственности в обращении с другим полом, требует таких воспитателей, которые прививают подросткам образ жизни, налагающий на них определенные обязанности и включающий их в трудовой процесс.
В семье, например, дети и подростки должны иметь обязанности, увеличивающиеся с их возрастом и которые им следует выполнять самостоятельно на благо всех членов семьи. Такой труд приводит подростков к конфликтным ситуациям и заставляет их выбирать между долгом и желанием. Чем тверже порядок в семье и чем убедительнее пример родителей, тем вероятнее, что такое противоречие будет разрешено в пользу долга.
Однако никогда не следует требовать от подростка выполнения работы, не имеющей смысла, которая дается ради того, чтобы только его занять и удержать дома, лишая возможности общаться со своими однолетками, к числу которых относятся также представители другого пола. Обремененный такими заданиями, подросток под очень большим принуждением соглашается выполнить предъявленные к нему требования и предпринимает все возможное, чтобы уклониться от них. Это окажет отрицательное влияние на его развитие, вызовет бесплодные разногласия в семье, которые совершенно неизбежно приведут к осложнениям отношений между родителями и детьми.
Следующая возможность, позволяющая родителям руководить половым поведением своих детей, это влияние на чтение подростков. Но оно не должно отождествляться с цензурой, внешним проявлением которой служит запертый книжный шкаф. Разумеется, воспитатели не только имеют право, но и обязаны не давать подросткам книги, не соответствующие их возрасту. Однако такое право не следует толковать как стремление оградить подростков от всех художественных произведений, в которых хоть какую-то роль играет половая любовь. Чтобы лишить подростков всех книг, в которых даются представления об отношении полов, то такой отбор следовало бы начать со сказок. Речь, однако идет лишь о том, как уберечь детей от чтения книг порнографического содержания. Романы или рассказы, в центре которых находится любовь, вполне пригодны для чтения в этом возрасте.
Опубликованные в нашей стране современные произведения литературы в общем и целом соответствуют этим требованиям. Они не оказывают аморального влияния на подростков. Определенную опасность при известных обстоятельствах они представляют только для подростков, сексуальное любопытство которых не было удовлетворено по вине их воспитателей и приняло поэтому гипертрофированные формы. Такие подростки не способны понять естественность и суть изображаемых в произведениях половых отношений. Они стремятся вырывать их из контекста и не в состоянии понять оценку, которую дает этим отношениям автор и которая призвана оказать соответствующее влияние на их восприятие.
Для усвоения идеи романа особенно полезны беседы подростка с воспитателем, заранее ознакомившимся с содержанием книги. На литературных примерах воспитатели могут давать подросткам советы и рекомендации и тем самым удерживать их от преждевременных и отрицательных соблазнов. Однако совершенно иначе мы должны относиться к бульварной и порнографической литературе, открыто или замаскированно призывающей человека к низменным инстинктам и ниспровергающей все нравственные принципы. Против этой халтуры почти беспрепятственно выпускаемой и распространяемой по другую сторону нашей границы, воспитатель должен выступать самым решительным образом. Однако запрещение и законодательные меры являются здесь недостаточно эффективными. Необходимо постоянно убеждать подростка в том, что чтение такой литературы наносит ему большой вред и им бездарно растрачивается время. Полного успеха воспитатель добьется только в том случае, если поможет подростку подобрать высоконравственные литературные произведения, представляющие для него большой интерес.
В последнее время особую актуальность приобрел вопрос о том, как родителям относиться к журналам, на страницах которых обсуждаются сексуальные проблемы и печатаются иллюстрации с изображением обнаженного тела. Этот вопрос не должен особенно волновать воспитателей, и тем не менее он заслуживает серьезного к себе отношения, поскольку некоторые из них ломают себе над этим головы.
В семье, где не запрещено свободно обсуждать половые вопросы, дети и подростки научились не видеть сенсации в такого рода публикациях, поэтому в данном случае нет никаких оснований их бояться. Кроме того, действительно художественные иллюстрации в этическом отношении не могут вызвать каких-либо возражений или оказать отрицательное влияние на подростка, разумеется, при условии, что он еще в детском возрасте научился относиться к обнаженному телу как к чему-то совершенно естественному. Если подросток спокойно относится к изображению обнаженного тела другого пола, он менее подвержен отрицательному воздействию в этих случаях. Это не имеет ничего общего с тенденцией К гипертрофированному нудизму и помогает подростку научиться спокойно относиться к наготе, которая для него не является чем-то особенным, тогда как для молодых людей, получивших иное воспитание, вид нагого человеческого тела связан с чем-то необычным, и они не всегда могут без волнения смотреть на него.
Если родители постоянно появлялись перед своими детьми всегда одетыми и даже не позволяли им видеть неодетыми своих братьев и сестер, то не может быть ничего удивительного в том, что такие дети стараются увидеть обнаженное тело где-то в другом месте.
Внешний облик человека имеет немаловажное значение для развития половых отношений у молодежи. По этой причине родителям, а также и всем воспитателям необходимо придавать особое значение этому аспекту. Они должны стараться в тактичной форме влиять на внешний облик подростков. Особенно девушки должны избегать всякой экстравагантности во внешнем виде.
Не секрет, что одежда и косметика с давних пор служат также и сексуальным целям. Если родители одевают своих детей довольно скромно, то тем более они не должны допускать экстравагантности в их внешнем облике. Если же, напротив, из чувства ложного тщеславия родители стараются, чтобы их дочь выглядела очень модно одетой и эффектной, то они виноваты в том, что дочь становится жертвой соблазна. Так, часто приходится наблюдать, как некоторые матери позволяют своим пятнадцатилетним дочерям выглядеть молодыми дамами, гордятся их успехами у мужчин, а затем приходят в ужас, когда их малышки попадают в положение, далеко не соответствующее ни их возрасту, ни их уровню развития. И уже совсем неразумна ведут себя родители, когда начинают осыпать своих дочерей несправедливыми упреками.
Часто воспитатели слишком поздно начинают понимать, что они способствовали неправильному развитию подростка. Тщеславные дети чаще всего являются продуктом воспитания тщеславных родителей. Потеряв свою непосредственность, такие дети хотят влиять на окружающих, чтобы все замечали их внешнее превосходство и воздавали этому должное. Пользуясь повышенным вниманием, они вовлекаются в отношения с представителями другого пола, отрицательно отражающиеся на их собственном развитии.
Успех воспитателей зависит от того, насколько им в процессе общего воспитания удалось убедить подростков в том, что значение личности определяется не внешним видом, а прежде всего его способностями и характером. Понимание этого предохраняет молодых людей от необдуманных поступков, переключает их внимание на сферы, способствующие формированию личности, и повышает в их глазах значение критериев, помогающих им осуществить продуманный выбор друга.
На характер половых отношений большое влияние оказывают родители, педагоги и другие воспитатели. Реакция окружения на существующие отношения между юношей и девушкой серьезно влияет на сознание подростков. Если воспитатели постепенно и необдуманно отклонят дружбу подростков, а окружающая среда помешает ее дальнейшему развитию, то она примет такие формы, которые в значительной степени исключат контроль со стороны взрослых.
Отклонение или неправильная оценка близких отношений между юношами и девушками основывается часто на ошибочности мотивов, которыми руководствуются многие взрослые. Они, предвзято ориентируясь на отрицательные явления, переносят свои взгляды на любовь, в которой сексуальность играет главную роль. Таким образом, взрослые совершают грубую ошибку, которая мешает им понять, что дружба между юношей и девушкой развивается сначала в совершенно других условиях, в силу иных мотивов и с другими целями, чем аналогичные отношения между взрослыми.
Подростки очень быстро устанавливают причины неприемлемости дружбы, но не соглашаются с позицией взрослых, поскольку она является результатом их ошибочного подхода к этому вопросу. Они справедливо считают себя непонятыми и «отходят» от родителей. Неодобрительные отношения к их дружбе вызывает у них стремление продолжать ее тайно. В худшем случае может даже получится так, что подростки под влиянием неправильных действий родителей превратят свою дружбу в настоящие половые отношения только потому, что считают, что это действительно соответствует тому характеру отношений которые они должны переживать.
Практика показывает, что не следует отклонять дружбу между юношей и девушкой, полагая, что она отвлекает их от выполнения своих обязанностей и вызывает преждевременную сексуальность. Имеются многочисленные примеры, когда дружеские отношения юношей и девушек оказывали положительное влияние на их развитие. Они вместе учились и работали. Как бы соревнуясь друг с другом, они увлекались интересными и полезными делами. Они вместе проводили свое свободное время, не нарушая при этом нравственных требований морального кодекса. Эти примеры должны убедить каждого воспитателя в необходимости пересмотреть свое отношение к такой дружбе и выработать к ней отношение, которое учитывало бы пожелания и запросы подростков.
Самая лучшая возможность для родителей оказывать влияние на дружбу между подростками разного пола - это приглашение домой друзей сына или дочери. В непринужденной форме подросток представляет своего друга родителям. Последние знакомятся с ним, составляют себе представление о характере их отношений и своей благожелательностью способствуют гармоничности их развития. В этих условиях у родителей не будет оснований бояться оставлять молодых людей наедине, поскольку их дружба развивается в условиях взаимного доверия. У подростков же в атом случае не будет необходимости встречаться тайно и скрывать свои отношения от родителей.
Рекомендуется тщательнее наблюдать за подростками, чтобы не предоставлять слишком большой свободы, которая будет им только во вред. Подростки постоянно должны помнить о том, что родители вправе от них потребовать любого отчета. Они должны помнить, что разочаровать родителей - значит обмануть их доверие.
Если родители смогли признать дружбу своих детей и готовы проявить к ним доверие, они могут надеяться, что эта дружба и совместное проведение свободного времени приведет к появлению в отношениях у подростков чистосердечия, естественности, чистоты, откровенности и непосредственности. Правда, некоторые затруднения все же остаются. Но они в этом случае будут основываться не на робости, смущении или страхе, а на понимании ответственности перед родителями и друг перед другом.
Если отношения между юношей и девушкой развиваются в условиях ненавязчивого влияния воспитателей, оставляющего достаточно возможностей для свободного решения, исключающего ханжество и создающего условия для непринужденной беседы о сексуальных проблемах, появляется уверенность, что эти отношения не будут противоречить требованиям социалистической морали и в том случае, если сексуальность овладеет помыслами подростков и найдет свое выражение в их действиях и поступках.
К сожалению, еще многие воспитатели не создают детям таких благоприятных условий, и об этом свидетельствуют результаты соответствующих исследований. Одни - сами во многом не уверены, чтобы занять в этом вопросе твердую позицию, другие - равнодушны к вопросам взаимоотношений подростков и не проявляют к ним интереса. При этом не имеет значение, является ли такая позиция искренней или искусственной, отражает ли она действительное отсутствие интереса к подрастающему поколению или же она заключается в попытке уклониться от ответственности за воспитание.
Только незнанием жизни или слепотой можно объяснить попытку запрещать дружбу между юношами и девушками в возрасте 14 - 18 лет. Против ранней сексуальности гораздо лучше бороться уважением к дружбе подростков, которая способна пробудить у них высокую степень ответственности.
Отсутствие любви и уважения со стороны воспитателя, так же как и навязчивая опека, приводят к экспансии и установлению новых связей вне семьи, где обретается уверенность и подтверждается свое личное чувство ответственности.
Наконец, необходимо указать еще на одно неправильное поведение родителей в вопросе дружбы между юношами и девушками. Имеется в виду такое отношение, когда родители без колебания предоставляют своим детям неограниченную свободу и не только не требуют от них какого-либо отчета, но даже поощряют их использовать эти возможности. Матери, например, предоставляют дочерям такую свободу, которую они не имели в своей юности, или стараются выдать дочерей как можно раньше замуж. Независимо от того, чем мотивировано такое поведение, в моральном плане оно очень тесно граничит со сводничеством. А если такой план не удается, поскольку редко первая дружба между юношей и девушкой приводит к браку, родители не проявляют понимания и не склонны считать себя виновными в возможных последствиях. Но даже если прилагаемые такими матерями усилия окажутся успешными и дружба приведет к браку, то и в этом случае не все может обстоять хорошо. Часто выявляется, что брак заключили поспешно, через некоторое время совместной жизни молодые люди начинают понимать, что они друг другу не подходят, и надо делать выбор: развестись или неудовлетворенно прожить вместе всю жизнь.
Об отношении к задаче воспитания показывает следующая таблица. Она дает представление о взгляде родителей на дружбу юношей и девушек.
Таким образом, 53% родителей согласны с дружбой своих детей. Как будто благоприятный результат. Однако необходимо учесть, что такое согласие не следует отождествлять с позицией, которая содействует дружбе. Так, например, из 80 опрошенных родителей только 27% разрешали девушкам приглашать своего друга домой. Кроме того, из многочисленных бесед с подростками видно, что препятствием к дружеским отношениям служит также то, что родители юноши и девушки неодинаково положительно настроены к такой дружбе. Положительному отношению одной стороны противостоит отрицательное отношение другой стороны. Практически такое разногласие сводит на нет позицию тех родителей которые содействуют дружбе, и в этом случае для подростков создается конфликтная ситуация.
Еще менее благоприятной выглядит реакция учителей на отношения юношей и девушек. Многие из них сознательно не замечают этих контактов, поскольку опасаются быть причастными к тому, в чем они сами не в состоянии разобраться. Но было бы несправедливо не упомянуть о том, что некоторые учителя лучше, чем многие родители, понимают юношей и девушек и в любой ситуации готовы помочь им словом и делом в формировании дружеских отношений между ними.