Весь процесс воспитания и просвещения должен, в частности, быть направлен на то, чтобы сделать молодых людей способными самим принимать решения в моральной области. Каждый поступок человека, исключая непроизвольность, импульсивность, является следствием требований социальной среды и общественного устройства окружающего мира и отличается от инстинктивных поступков животных тем, что у человека эти поступки не унаследованы, а приобретены в процессе жизни и в значительной степени управляются сознанием.
Воспитание направлено на то, чтобы, наряду с ясностью цели, добиться в данной ситуации максимальной приспособленности, соответствующей существующим нравственным принципам. Поступки, не вызывающие возражения в нравственном отношении, в процессе взаимоотношения полов определяются осознанием моральной ответственности, которая является выражением растущей нравственной зрелости человека. Она выявляется в знании норм бескомпромиссного поведения и теории морали - в этом случае общественные нормы морали становятся основой для действий личности.
Наше воспитание должно добиваться того, чтобы подростки умели сдерживать свои инстинкты и свободно их регулировать. Юношу необходимо научить понимать, что его сила воли, взгляд и личное мнение имеют большое значение при управлении своими инстинктами и в отношениях с представителями своего и противоположного пола. Это служит важной предпосылкой того, что молодой человек будет способен свободно и правильно принимать решения в нравственной области, а не руководствоваться только физическими потребностями. Многие родители и воспитатели ограничиваются односторонним пассивным послушанием молодежи и почти не дают им возможности самим разрешать свои проблемы и поступки и нести за них ответственность. Такой метод препятствует развитию молодежи и затрудняет возникновение нравственных мотивов, направляющих впоследствии их поступки и дающих им чувство удовлетворения своими решениями.
Тем не менее свобода решений не означает свободы желаний, капризов, страстей и чувств. Надо постепенно расширять область, в которой молодому человеку можно разрешить действовать по своему усмотрению. Не следует оставлять без внимания неподготовленного подростка, но и не надо предъявлять к нему чрезмерные требования. Никак нельзя назвать отношением уважения и доверия случаи, когда воспитатель предоставляет подростку свободу действий в вопросах, которые вынуждают подростка принимать неверные решения, поскольку по незнанию он не в состоянии справиться о ними самостоятельно.
Подростков необходимо приучать к тому, чтобы они иногда совсем отказывались от удовлетворения определенных потребностей. Тренировка воли необходима, чтобы человек был способен и готов к решению и к действию в нравственных вопросах. Это особенно относится к области инстинктов. Способность к сознательному отречению надо формировать с раннего детства. Воздействие воспитателей к началу полового созревания в большинстве случаев уже слишком поздно и не приводит к желаемым результатам.
Всестороннее и по возможности ежедневное воспитание воли и характера разовьет способность решать нравственные проблемы, которые будут важны и в области половых отношений.