Мы уже говорили о том, что чем дальше поднимается животное по эволюционной лестнице (а, последнюю ступеньку здесь занимает человек), тем меньшее значение для поведения имеет жесткое влияние нервных и эндокринных механизмов (гормональные влияния, в частности). Поведение человека, связанное с удовлетворением половой потребности, совершенно иное, чем у животных, оно приобретает специфические черты, определяемые системой моральных и нравственных установок человека, его пониманием мира и себя. Именно человек становится способным на любовь в высоком значении этого слова.
В древнеиндийском трактате «Ветки персика» о любви говорится таким образом:
Три источника имеют влечения человека:
душу, разум и тело.
Влечения душ порождают дружбу.
Влечения ума порождают уважение.
Влечения тела порождают желание.
Соединение трех влечений порождает любовь.
Но на деле, в реальной жизни, далеко не всякий человек способен к любви в высоком смысле этого слова. В самом деле, во что превращается это высокое чувство, если нет дружбы? Ведь не каждый способен дружить и совсем не с каждым... А во что превращается любовь, если нет уважения? Ведь не каждый и далеко не сразу способен видеть в другом человеке равную себе личность, уважать эту личность в другом. А что, если в чувстве к другому человеку при двух последовательных вычитаниях остается только влечение тела? Можно ли это назвать любовью?
Каждый человек стоит перед проблемой гуманизации и очеловечивания своего полового влечения, сексуальных импульсов. И именно тогда, когда не человек управляет своим сексуальным влечением, а оно - им, возникают проблемы и трагедии. Именно тогда человек в отношении к сексуальной жизни остается на стадии, которую некоторые исследователи называют стадией примитивного отношения к сексуальности, и подчиняется сексуальным импульсам, как только они возникают. Именно в этих случаях человек идет на насилие, превращаясь практически в животное.
В истории культуры существуют две традиции отношения к человеческим интимным отношениям. В одной из них- считается, что мужчина - это царь и бог, что его желание - это закон, что чем сильнее выражено в нем плотское телесное начало, чем легче он реализует свой инстинкт и свое половое влечение в любой удобной для него форме, тем более он настоящий мужчина. В этой системе оценок и понятий женщина всегда рассматривается как существо более низкое, чем мужчина, как существо хитрое и коварное, которое мечтает только о деньгах, об удовольствиях и о богатстве, как существо более примитивное, чем мужчина, заслуживающее снисходительного презрения и не больше. Достоинство мужчины оценивается тем выше, чем более он в отношениях с женщинами проявляет насилие, чем больше он женщин имел и имеет. Эту систему взглядов можно назвать системой циничных и упрощенных представлений о сути отношений между мужчиной и женщиной и добавить, что она характерна для уголовной или полууголовной среды, для «люмпенской» психологии, для человеческого «дна». В такой системе понятий и представлений есть место бушующим инстинктам, страстям и сексуальным импульсам, но почти нет места нежности и индивидуальной любви: считается, что все женщины и все мужчины одинаковы и что всегда возможна замена (или даже необходима постоянная смена).
Еще древние греки считали, что есть не один, а два Эрота - бога любви и две Афродиты - богини любви: Эрот - площадной и, соответственно, Афродита - доступная, и Эрот - небесный и Афродита тоже небесная (благонравная). Таким образом, есть люди, которые, как говорили греки, молятся Эроту площадному и Афродите тоже площадной и доступной. Они заботятся только об удовлетворении своих желаний, не думая о том, хорошо или плохо предмету его любви, потому что находятся во власти страшной Гибрис - богини похоти и превышения дозволенного порядка.
Когда же соединяются люди, которые молятся Эроту и Афродите благонравным, то в их отношениях нет места нечестию и разнузданности, легкомыслию и площадным отношениям.
А разве сегодня не встречаемся мы с представителями тех же точек зрения: почитателями упрощенной и примитивной любви, чисто телесной, и любви, озаренной высокой духовностью. И не приходится ли представителям второй точки зрения часто отступать перед «превосходящими» силами противника - более активными - и агрессивными? Не бывает ли так, что те юноши и девушки, которые настроены на любовь высокую и возвышенную, вынуждены скрывать свои взгляды и надевать маску циничности ради того, чтобы быть как все, чтобы не выглядеть белой вороной? И не пытаются ли поклонники площадного Эрота переубедить их, упрощая суть отношений между мужчиной и женщиной, навязывая им свою систему понятий?
Вы, наверное, удивитесь, но специальные исследования, проведенные американскими психологами, показали, что на самом деле большинство современных юношей и девушек - представители второй системы воззрений, хотя и делают вид, что разделяют мнение представителей первой, как правило, из-за страха быть самим собой, из-за страха быть не принятым группой, в которой царят иные, чем у них, взгляды. Конечно, подчинение мнению лидера группы дает ощущение безопасности, но на самом деле ощущение это ложное. Подумайте, стоит ли оно того, если это чревато потерей самого себя, своей личности, своей уникальности.