«МИР В КАРТИНКАХ» Я. А. КОМЕНСКОГО И НЕСКОЛЬКО СРЕДНЕВЕКОВЫХ МИНИАТЮР
Вся история человечества связана с проблемой обуздания и облагораживания животных инстинктов, с необходимостью противостоять простым и примитивным импульсам и желаниям (вспомните, например, как описывал эту борьбу Л. Толстой в романе «Война и мир», «Воскресение»). И собственно «падение» в старом смысле этого слова, измена себе происходят тогда, когда мы теряем из виду ориентиры, забываем о моральных и нравственных ценностях, накопленных нашими предками, идем на поводу у сиюминутных желаний, у требований ситуации и инстинкта, у желания быть как все. Один из выдающихся гуманистов XVII века, чешский мыслитель Ян Амос Коменский считал, что преодолеть животное начало в себе можно тогда, когда с молоком матери впитаешь систему моральных категорий. В его иллюстрированной «Азбуке», которая носила название «Чувственный мир в картинках», ребенок, обучаясь грамоте, одновременно усваивал и нравственные понятия. Перенесемся на время в XVII век и прочитаем несколько его «картинок».
ЭТИКА
Наша жизнь есть дорога или распутье, подобное пифагоровой букве Y. Ее левая тропа широка 1, а правая - узка 2. Первая есть дорога порока 3, вторая - тропа добродетели 4. Берегись, юноша 5! и бери пример с Геркулеса: оставь левую тропу, отвернись от порока: красив вход 6 к нему, но позорен и гибелен выход 7. Вступи на правую, хотя она и терниста 8. Нет непроходимой дороги к добродетели. Следуй туда, куда ведет добродетель, через терпенье к возвышенью и замку чести 9. Держись среднего и прямого пути,- здесь для тебя наиболее безопасная дорога, Берегись свернуть с правой тропы 10. Страсти, этого необузданного коня 11, укрошай уздой 12, чтобы не полететь в пропасть. Берегись уклониться на левую тропу 13, словно ленивый осел 14, но иди вперед твердо, прямо к цели, и ты получишь награду (будешь увенчан) 15.
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Люди созданы для взаимной пользы, поэтому они должны быть человечны (друг к другу). Будь приятен и ласков лицом 1, вежлив и учтив в манерах и в поведении 2, приветлив и правдив в своей речи 3, горяч и чист сердцем 4. Люби, тогда и тебя будут любить. Отсюда возникает взаимное дружелюбие 5, какое бывает между голубями б, единодушное, кроткое и с обеих сторон благожелательное. Угрюмые люди всем неприятны, мрачны, грубы, сварливы, гневливы 7, жестоки 8 и неукротимы (более похожи на волков и львов, чем на людей), враждебны друг к другу, а потому и вступают в поединки (столкновения) друг с другом 9. Зависть 10, желая другим зла, сама себя съедает.
МУДРОСТЬ
Мудрость 1 оглядывает все, как змея 2, и напрасно ничего не делает, ничего не говорит и не думает. Она глядит 3 в прошедшее, словно в зеркало 4, и предвидит будущее 5 или конец 6, словно через подзорную трубу 7. Таким образом, она ясно видит, что сделано и что остается сделать. Для своих действий она ставит наперед благородную, полезную, а вместе с тем, если возможно и приятную цель. Поставивши цель, она рассматривает средства или путь 8, который ведет к цели, но, чтобы что-нибудь не помешало, выбирает верные и легкие средства и лучше немногие, чем многочисленные. Она ловит случай 9 (у которого на лбу волосы 10, но на темени лысина 11, и который к тому же крылат 12 и потому легко ускользает) и схватывает его. По дороге она идет осторожно (осмотрительно), чтобы не споткнуться и не заблудиться.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Справедливость 1 рисуют сидящей на квадратном камне 2, ибо она должна быть неподвижна, с завязанными глазами 3, дабы не считаться с лицами. Она закрывает левое ухо 4, чтобы сохранить его для другой (спорящей) стороны. В правой руке она держит меч 5 и узду 6 для наказания и обуздания злых людей. Кроме того, она держит весы 7, на правую чашку 8 которых положены заслуги, а на левую 9 - награды, уравновешивающие друг друга взаимно. Этим хорошие люди подстрекаются, словно шпорами 10, к добродетели. В принятых на себя обязательствах 11 нужно быть честным; договоры и обещания нужно крепко поддерживать, отданное на хранение или взаймы нужно возвращать; ни у кого нельзя похищать (имущество 12) и (никому) нельзя причинять обиды 13; каждому отдавать должное, - таковы правила справедливости.
ТЕРПЕНИЕ
Терпение 1 переносит бедствия 2 и обиды 3 с покорностью, как ягненок 4, видя в них отцовский жезл, которым Бог наказывает человека 5. В то же время оно опирается на якорь надежды 6 (как корабль 7, борющийся с морскими волнами). Оно молит Бога 8 со слезами и ожидает после туч 9 солнца 10, перенося несчастья и надеясь на лучшее. Наоборот, нетерпеливый 11 плачет, жалуется, неистовствует против самого себя 12, ворчит (рычит), словно собака 13, и все-таки ничего этим не достигает. Наконец, он приходит в отчаяние и становится самоубийцей 14. За обиды он яростно жаждет отомстить.
МУЖЕСТВО
Мужество 1 бесстрашно в несчастьях, как лев 2, и уверено в себе, но и незаносчиво в счастьи. Оно опирается на свою опору 3 - постоянство. Оно неизменно во всех обстоятельствах и готово спокойно переносить и удачи и неудачи. На щит 4 выдержки оно принимает удары несчастья и мечом 5 добродетели отражает врагов душевного спокойствия, т. е. страсти.
УМЕРЕННОСТЬ
Умеренность 1 предписывает соблюдать меру в пище и питье 2 и сдерживать жадность, словно уздой 3. И так она умеряет все, чтобы не было ничего чрезмерного. Гуляки напиваются 4, шатаются 5, рыгают б и дерутся 7. От пьянства происходит похотливость, от последней распутная жизнь между развратными мужчинами 8 и женщинами 9 в поцелуях, ласках, объятиях, плясках 10.
Вглядевшись в изображения средневековых миниатюр и древнеримского амулета, мы поймем, что наших предков волновали те же самые вопросы, которые волнуют нас сейчас, сегодня. Разве борьба которую ведет каждый человек с нечеловеческим в себе, устарела, да и может ли она устареть?
СЛАДОСТРАСТИЕ НА КОЗЛЕ
Козел во многих странах считался символом сладострастия. Существовало обозначение низменной и низкой, чисто телесной тяги, к другому как похоть. В ХIХ веке и, видимо, раньше существовала пословица - «похотливый, как козел». Возможно, что бедное животное зря обижали и обижают, но для нас важно понять, что некоторые животные в момент ослепления плотскими желаниями ведут себя предельно неразумно и что человек под влиянием спиртного или даже без его помощи может пасть весьма низко и уподобиться козлу... Особенно, если раз за разом лелеять в душе определенные помыслы, смотреть определенные полупорнографические видеофильмы, пошлые картинки...
МУЖ И ЖЕНА ТВОРЯТ ДУШУ РЕБЁНКА
Меня особенно заинтересовала эта гравюра вот почему. Существуют весьма любопытные исследования ученых, которые показывают, что условия жизни, поведение будущей матери существенным образом отражается на характере-будущего ребенка (имеются в виду стрессы в период беременности, влияние принимаемых в этот период лекарств, ссор с мужем и т. д.). Не стоит и упоминать, как часто двое, вступая в половую близость, и не помышляют о ребенке, сколько угодно есть так называемых случайных детей, детей пьяного зачатия, «детей фестивалей». Очень может быть, что характер каждого из нас, характер наших будущих детей зависит от того, в какой атмосфере происходило зачатие ребенка: было ли это злое насилие, неудача при предохранении, желание, забеременев, удержать мужчину....Как знать, может быть, корни многих злодейств и преступлений именно в том, что в момент зачатия двоих обуревали любые помыслы, кроме высоких и достойных мыслей о том, что с этого момента придется заботиться о душе ребенка не в меньшей степени, чем о теле.
ДРЕВНЕРИМСКИЙ АМУЛЕТ В ВИДЕ ФАЛЛОСА
Подобные амулеты висели в домах именитых граждан, носились на шее. Они символизировали мужскую силу, плодородие, были отражением особого отношения к сфере сексуальных отношений - фаллического культа. Но для нас особенно интересна метафора; заложенная в изображении древним и неизвестным нам художником: фаллос в виде волка. Как будто художник напоминает и намекает: осторожно, половое влечение может быть опасным и хищным, как этот зверь... И, возможно, придется положить много сил и терпения, чтобы его стреножить и взять под контроль разума.