Достойное человека урегулирование отношений между полами, которое отвечает действительному положению мужчины и женщины и гарантирует каждому человеку оптимальные условия развития, предполагает неограниченное равноправие полов.
Равноправие мужчин и женщин в обществе эксплуататоров с их антагонистическими противоречиями во все времена было и остается утопией. В обществе, эксплуататорский класс которого извлекает пользу из угнетенного положения женщины и с помощью существующей морали стремится закрепить господствующее положение мужчины, добиться равноправия полов нельзя ни путем создания законов, ни проведением реформ. Результатом таких мероприятий явится лишь формальное равноправие, как об этом убедительно свидетельствует жизнь в капиталистических государствах. Так, например, статья 3 конституции ФРГ о равноправии мужчин и женщин служит лишь маскировкой истинного отношения между полами, и невозможно скрыть того, что положение женщины в ФРГ фактически не изменилось. Это подтверждается не только проводимой политикой в области заработной платы и образования, но и действующим трудовым и гражданским законодательством.
Коренные изменения, обеспечивающие женщине полную свободу и равные права с мужчиной, возможны только в результате революционного преобразования общества и создания социалистических производственных отношений. Только социализм создает все условия для действительного равноправия женщины, широко приобщая ее к общественному производству и допуская ее в одинаковой мере, как и мужчину, к участию в экономической, государственной и общественной жизни, тем самым закладывая фундамент для морали, которая осуждает всякую дискриминацию какого-либо пола и позволяет выработать между полами поистине человеческие отношения.
Социалистическая мораль, в основе которой лежит гуманный принцип равноправия полов, зиждется на социалистическом способе производства и на соответствующем ему государственном и общественном строе. Она укрепляется и утверждается в борьбе со старой, отжившей идеологией антагонистического классового общества. Идеология эксплуататорского общества в течение длительного периода оказывала влияние на мысли, чувства и поступки человека, омрачая его отношения а представителем другого пола.
Особенно живучи нормы и требования буржуазной морали, когда речь идет о значении полов и их отношениях друг к другу. Это не вызывает удивления, если учесть, что в течение столетий эти нормы были неизменными. Их суть почти не изменилась, и они служили критерием правильного поведения людей.
Буржуазное нравственное воспитание и просвещение, влияние которого в молодые годы испытало старшее поколение нашей республики, не только «консервирует» предрассудки и табу, но и с позиций современности стремится доказать их вечность.
В настоящее время для доказательства зависимого положения женщины в обществе совершенно недостаточны ссылки на Ветхий и Новый завет. Не в состоянии кого-либо убедить также появившееся в период раннего христианства утверждение о том, что «женщина - это ворота в ад, дорога к разврату, жало скорпиона, бесполезный пол». Чтобы сохранить веру в «законное» превосходство мужского пола, нужно пользоваться более современной аргументацией для ее обоснования. Существует, например, такое мнение: «Действительно, требование абсолютного «равноправия» для женщины является вздором не только с биологической, но и с социальной точки зрения».
Западногерманская писательница Шарлотта Кюн-Беренс пишет: «Изменило разве равноправие что-нибудь в том факте, что судьбу женщины определяет мужчина? Утверждают, что независимая от мужчины женщина выигрывает от равноправия. Но какая женщина, которая еще не полностью отрешилась от жизни, независима от мужчины? Мы уже однажды отмечали: мужчина делает женщину женой, матерью, возлюбленной, проституткой, и если раньше незамужнюю женщину считали старой девой, то сегодня видят в ней одинокую, работающую женщину, сотрудницу, коллегу мужчины».
Не говоря о том, что автор здесь исходит из отношения полов, не имеющих ничего общего с фактическим равноправием, аргументация с демагогической целью основывается на буржуазной морали. Для капиталистических отношений такая характеристика, возможно, приемлема и оказывает известное влияние на многих людей. Но это не является научным аргументом против равноправия полов.
Равноправие полов нельзя отождествлять с их независимостью друг от друга. Представитель одного пола всегда связан с представителем другого пола, и оба вынуждены во всем поддерживать друг друга. Личность мужчины и женщины только в союзе друг с другом получает полное развитие. Ошибочным является мнение о том, что женщина обязана своим настоящим и будущим только мужчине. Все зависит от того, из каких общественных позиций исходить.
Человеческие отношения, существующие в социалистическом обществе, составной частью которых являются отношения полов, служат примером, влияющим на прогрессивные силы в несоциалистических странах. Именно это доказывает, что равноправие мужчины и женщины осуществимо на практике и может быть не только мечтой. Это хорошо понимают буржуазные идеологи. Поэтому они делают все, чтобы ослабить силу этого факта, не останавливаясь даже перед гнусной клеветой на коммунистическое общество.
Строительство социализма предполагает равноправие полов, как это записано в конституции ГДР. Любой достигнутый успех считается общим делом всех членов общества. Мужчины и женщины связаны между собой отношениями взаимной помощи и товарищеского сотрудничества и все больше становятся сознательными творцами социалистической жизни. Женщины без всякого ущерба для себя активно участвуют в производственном процессе, в государственной, политической и культурной жизни. В рамках системы образования и воспитания, институты которых открыты для всех граждан, независимо от пола, женщины имеют возможность выполнять более сложные виды деятельности. Но все это используется еще не полностью. Что касается реализации равноправия женщины на производстве, то у нас нет пока причин для самоуспокоения, хотя и существует тенденция к преодолению недостатков в развитии равноправия полов в этом области.
Равноправное положение обоих полов основывается не только на одинаковых правах, но и на одинаковых обязанностях. При этом необходимо учитывать, что хотя равноправие и означает равноценность,- а не тождественность полов,- из этого вытекает и некоторая дифференциация обязанностей. На женщине лежат обязанности, от которых никто не может ее освободить. Беременность и материнство, как результат ее биологической функции, определяют круг ее специфических нагрузок и обязанностей. Общество должно считаться с особенностями каждого пола. Оно это делает, проводя мероприятия, позволяющие женщине выполнять все предъявляемые к ней требования: это и организация детских яслей, садов, пансионатов, а также групп продленного дня в школах, отпуск полноценных обедов на предприятиях, предоставление более длительного отпуска по беременности и после родов, времени на кормление ребенка грудью и усовершенствованная охрана труда, создание сети предприятий бытового обслуживания и создание специальных условий для получения квалификации.
В Кодексе законов о труде Германской Демократической Республики от 12 апреля 1961 г. целая глава с § 123 - 133 посвящена мерам поощрения и поддержки трудящейся женщины.
Основная мысль всех содержащихся в этих статьях положений выражена в § 123:
«1. Равноправие женщины в социалистическом обществе полностью воплощается в жизнь путем участия в трудовом процессе и в управлении государством и экономикой.
2. Органы государственной власти и руководители предприятий обязаны создавать все условия, позволяющие женщинам участвовать в трудовом процессе, развивать свои творческие способности и одновременно выполнять высокую общественную задачу - быть матерью».
Значительным шагом, который можно расценивать только как результат поступательного развития социалистического общества в ГДР и одновременно как выражение постоянной заботы о повышении общественной роли женщины в нашем государстве, является совместное постановление ЦК СЕПГ, Центрального Правления ОСНП и Совета Министров ГДР о социально-политических мероприятиях по дальнейшему претворению в жизнь принятой на 8 съезде СЕПГ 27 апреля 1972 г. основной задачи пятилетнего плана по разделу «О содействии работающим матерям». Это со всей очевидностью свидетельствует о том, что равноправие женщины в нашем государстве существует не только по закону, но и широко осуществляется в повседневной жизни и что продолжается работа по расширению и укреплению самого большого достижения социализма, причем постепенно решаются проблемы, которые позволяют женщине полностью использовать предоставленные ей права.
Забота о развитии и воспитании детей не считается уделом только семьи и тем более одной женщины, а все больше становится задачей всего общества. Разнообразные мероприятия государства содействуют воспитанию ребенка в семье. Так, программа социального прогресса и ее осуществление в ГДР свидетельствует о действительном улучшении положения в семьях и о полном равноправии женщины.
Как бы ни было велико влияние социалистического законодательства на установление отношений между представителями противоположных полов, одни законы не в состоянии добиться всестороннего равноправия полов. В большинстве случаев решающее значение имеет отношение мужчины к женщине. Если он воспринимает ее как товарища по работе, соратника и спутницу жизни, считает ее равноценной при одновременном признании присущих ее полу специфических особенностей, ничего больше не стоит на пути равноправия женщины. Важно также понимание женщиной своего положения в обществе и ее готовность к соответствующей отдаче. Только на такой основе, в результате длительного и сложного процесса развития сознания, мужчина может оказать женщине всяческую поддержку, а женщина будет стремиться взять на себя роль, подобающую ей в социалистическом обществе, и тогда оба установят друг с другом отношения, содействующие их всестороннему развитию в рамках равноправного положения.
Особенно трудны парные отношения. В этой сфере встреча представителей противоположного пола в значительной степени исключает влияние общественности. В любви, браке и семье более устойчивы пережитки буржуазной морали, и они оказывают сильное влияние на сознание и поступки мужчины и женщины.
Действующее в Германской Демократической Республике законодательство о браке и семье, в основу которого положен принцип равноправия полов, служит необходимой предпосылкой для изменения отношений и гарантирует во всех решающих пунктах права женщины. Успехи уже налицо. Однако не следует закрывать глаза на то, что не все еще совершенно и многое противоречит нашим представлениям об отношениях между людьми в социалистическом обществе. Равноправие женщины в любви, браке и в семье не везде еще стало действительностью. Здесь открывается широкое поле деятельности для социалистического воспитания и просвещения. Хотя социалистическое общество создает экономические, юридические и психологические предпосылки для того, чтобы любовь стала моральной основой брака, прочность любви и ее сила зависят от поведения обоих партнеров. Мужчина и женщина должны понять, что в любви, браке и в семье оба пользуются одинаковыми правами, что счастье одного заключается в счастье другого и что личное счастье невозможно отделить от общества.
Уважение к другому человеку определяет характер всех отношений между людьми в социалистическом обществе, так же как и характер парных отношений. Задача каждого - оберегать их. От взаимного уважения зависит степень равноправия обоих полов. При этом никто не полагается только сам на себя. Общество оказывает каждому помощь, которая позволяет мужчинам и женщинам регулировать свои отношения в социалистическом духе со всем обществом в целом, а также с каждым его членом в отдельности.