Отношения молодежи к представителям другого пола и формы их сексуального поведения определяются достигнутой половой зрелостью.
Половая зрелость человека - это результат количественных и качественных, физических и психических изменений, происходящих в процессе его развития.
В тесном и многообразном взаимодействии с окружающей средой развивается подросток. В юности наступает половая зрелость, критерием которой являются сформированные половые органы и способность к оплодотворению.
Половые интересы детей проявляются очень рано и с возрастом становятся все более дифференцированными. Х. Грассель пытается разделить половое развитие детей и подростков на отдельные этапы:
1 этап (с 2 до 7 лет)
Знакомство со своим телом и приобретение первых знаний об особенностях полов, совместной жизни родителей и о семье.
2 этап (с 8 до 10 лет)
Познание проблем размножения живого мира, а также человека и попытки обобщить эти сведения. Роль пола в различных областях жизни.
3 этап (с 10 до 15 лет)
Более обширные познания о представителях пола, к которому он принадлежит, об особенностях противоположного пола и об отношениях между полами. Выработка норм своего поведения как представителя пола.
Социальные контакты с представителями другого пола.
4 этап (с 15 до 18 лет)
Укрепление своей роли как представителя пола и соблюдение норм поведения.
Установление отношений с представителями другого пола, ведущую роль в которых играет психологическая сторона. Приобретение последних специальных знаний по сексуальной проблеме.
5 этап (после 18 лет)
Достижение стабильности полов; установление парных связей, рассчитанных на длительный срок. Наступление способности вступить в брак и в качестве родителей воздействовать на своих детей в вопросах полового воспитания.
Половой интерес и особенности поведения у подростков с начала половой зрелости свидетельствуют не только о непрерывности полового развития, но и о необходимости постоянно осуществлять половое воспитание и просвещение с раннего возраста. Становится очевидным, что половую зрелость нельзя односторонне подчинять только уровню физического развития.
Половую зрелость можно рассматривать, собственно, как время полового созревания. Трудно определить начало и конец этого исключительно важного периода развития, поскольку даже только первую менструацию нельзя принять за достоверный признак начала этого периода.
В общем, считают, что половая зрелость у девочек начинается в 12,6 лет, а у мальчиков в 14 лет. Следовательно, у девочек она начинается на 1 - 2 года раньше, чем у мальчиков. Длится этот период в среднем от 3 до 4 лет.
Проведенный в ходе исследования опрос молодых людей о менструации и о первой поллюции показал, что у девочек это соответствует возрасту в 13,2 года, а мальчиков - в 14 лет.
Во время полового созревания происходит ускоренный рост в длину и ширину, интенсивное прибавление в весе. Укрепление мускулатуры и изменение органов являются также признаком этой фазы, равно как и созревание нервной системы, формирование вторичных половых признаков, первая менструация и, соответственно, поллюция.
Для периода половой зрелости характерно не только половое созревание, хотя в дальнейшем изложении оно будет особенно приниматься во внимание.
При половом созревании, которое охватывает физическую и психическую области, ребенок превращается во взрослого человека. Физиологические изменения происходят в результате созревания половых желез и перестройки системы желез внутренней секреции. Подросток приобретает внешний облик взрослого. У юношей и девушек наступает переходный период. В физическом отношении они способны к размножению. В смысле становления характера они еще не достигли той степени, которая соответствовала бы их физическому развитию. Подростки в переходный период не могут определить свое поведение в сексуальном отношении; даже если они очень добиваются этого. Эта неопределенность проявляется у них в отношениях с друзьями своего пола. В так называемый период созревания происходит лишь частичное созревание. Оно продолжается и по окончании этого периода, с завершением которого подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Подростки и юноши могут производить на свет детей, но еще не в состоянии взять на себя ответственность за половые отношения. Протекающее негармонично общее созревание, в котором половое формирование несколько опережает духовное, служит причиной тому, что подростки часто оказываются в конфликте со своей сексуальностью.
Половое развитие выражается как в возрастающей функции половых органов, так и в способности к половой связи. Именно в этот период двустороннего развития проявляется биосоциальная функция пола.
Полного биологического полового созревания в климатических условиях ГДР большинство подростков достигает в возрасте 16 - 18 лет: девочки - в возрасте 15 - 16 лет, мальчики - к 16 - 17 годам.
Принято считать, что между психическими и физическими признаками имеется прямая связь. Однако исследования, которые проводились в самое последнее время психологами нашей республики, показали, что непосредственной связи между двумя этими сторонами нет. Если бы такая взаимосвязь имелась, то у физически более развитых девушек и юношей должен быть более высокий уровень также и психического развития. Однако сравнение, проведенное учеными, явно свидетельствует о том, что у подростков различного возраста с одинаковым уровнем физического развития обнаружена большая разница в психическом развитии, тогда как однолетки с различным уровнем физического развития психически могут быть развиты одинаково. Хотя не следует отрицать взаимосвязи между биологическим и психическим развитием, но все же достоверно, что характерное для периода полового созревания изменение во взглядах и поведении непосредственно не обусловлено процессами физического роста. Решающим фактором биологических процессов поведения являются социальные условия той возрастной группы, в которой живут подростки. К этим условиям прежде всего относятся изменяющиеся методы воспитания.
Для формирования взглядов и поведения имеют значение возрастные нормы, то есть требования, которые предъявляет общество к подросткам той или иной возрастной группы. Влияние этих требований будет ослаблено или усилено степенью признания и выполнения их конкретным коллективом - семьей или школой,- к которому принадлежат подростки. Нормы соответствующей возрастной группы имеют исключительное значение и оказывают влияние на поведение подростков. Чем лучше удается эти нормы привести в соответствие с нормами, выдвигаемыми обществом для той или иной возрастной группы, тем более благоприятными будут условия для формирования подрастающего поколения и более гармонично будет протекать происходящий в период полового созревания переход от ребенка к взрослому.
Часто ошибочные позиции подростков и их воспитателей объясняются неправильными взглядами на связь между физическим и психическим развитием, на взаимодействие биологического и социального факторов. Например, многие родители и учителя, которые недостаточно осведомлены об общественной обусловленности психического развития в период полового созревания, полагают, что время созревания правомерно считать кризисным периодом, на который можно повлиять очень незначительно или нельзя вовсе. Такая точка зрения может привести к пессимизму и отказу от воспитания. Если взрослые не учитывают бурное развитие в период полового созревания, пользуются в воспитании мерами, соответствовавшими детскому периоду, и не могут перестроить себя применительно к новой ситуации, они тем самым не только провоцируют конфликты, которые неприятны и одновременно тормозят формирование. Подросток между тем будет считать,что так как в происходящих с ним изменениях ему не оказывается никакого влияния извне, значит он беспомощен и предоставлен самому себе. Бесперспективным покажется ему и обещающее успех усилие, которое поможет ему справиться с новой ситуацией без особых осложнений. Такое настроение приведет к депрессии и сумасбродству, что отрицательно отразится на отношениях с окружающей средой и на процессе самовоспитания.
В последние десятилетия биологическое половое созревание происходит значительно раньше. Первая менструация появляется на один-два года раньше, а у юношей, у которых зрелость не так заметна внешне, вторичные половые признаки появляются также на один или два года раньше.
Такое раннее биологическое половое созревание называется акселерацией. К причинам ее относят: изменения биологии человека под влиянием общественного развития и выражение взаимосвязи между биологией человека и окружающей его средой.
До сих пор акселерацию у современной молодежи объясняли, например, занятием спортом. Однако данные последних исследований указывают, что главной причиной акселерации является сумма факторов окружающего цивилизованного мира, в котором определенную роль играет общий жизненные уровень, а не какие-либо отдельные факторы.
Акселерация имеет большое социальное значение. Хотя биологическая половая зрелость наступает значительно раньше, период социальной зрелости почти не изменяется. Под социальной зрелостью следует понимать уровень развития, который характеризуется известным завершением образования, гарантирует материальную самостоятельность и личную независимость, но еще не дает молодежи возможности проникнуть в суть общественных отношений и познать социальные отношения. Эта способность у современной молодежи развивается теперь раньше, чем у предыдущего поколения, и не в последнюю очередь - в результате содействия, которое общество оказывает в этом направлении подрастающему поколению.
Такое расхождение в уровнях биологической и социальной зрелости приводит к различным осложнениям, с которыми молодой человек не в состоянии справиться прежде всего в половом отношении. Удлинение критического периода между биологической половой зрелостью и фактическим возрастом (когда разрешается вступать в брак) ведет в нашей республике к увеличению конфликта между половым инстинктом и социальной возможностью его осуществления. Предотвратить его, дать возможность молодежи справиться с этим конфликтом - первоочередная задача полового воспитания и просвещения.
Пробуждающаяся сексуальность проявляется в период половой зрелости большей частью в форме увлечения и на первых порах еще не может быть специфической в половом отношении. Новые для молодежи половые ощущения и чувства не влекут к половым отношениям, хотя многих представителей мужского пола они очень беспокоят, поскольку их сексуальность более активна и выявляется специфично в физическом влечении.
Между юношами и девушками имеются значительные различия в темпах созревания и в сексуальном ритме жизни. Различия в темпах созревания, в зависимости от принадлежности к тому или другому полу, становятся очевидными при сравнении времени первой менструации и появления первой поллюции.
Мужчина созревает позже, чем женщина, но зато сразу становится полностью сексуально активным. В то же время женщина дольше остается сексуально пассивной, и ее половая активность развивается вначале постепенно. Из этого следует, что женщина медленнее реагирует в сексуальном отношении, чем мужчина. Еще в большей степени это относится к девушкам.
У многих родителей именно об этом периоде существуют неправильные представления. Это подчеркивается в высказывании Карла фон Болена: «Психологи показали, что у молодых девушек в период полового созревания половая зрелость часто проявляется исключительно в потребности целоваться и ласкаться».
Однако это состояние коренным образом меняется, если девушка вступает в половые отношения, которые в большинстве случаев пробуждают потребность в них, и в дальнейшем. Если эта первая интимная встреча проходила в немыслимо неблагоприятных условиях, может появиться торможение, которое при известных обстоятельствах превратится в половую холодность.
Половой инстинкт, который, в общем, становится заметным в возрасте 14 - 15 лет и к 20 годам достигает своего наивысшего роста, проявляется у юношей и девушек вначале по-разному. Молодого человека он больше беспокоит, чем девушку. Но и у представителей одного пола обнаруживается разница в половом влечении. Эти отклонения вызваны как развитием самого организма, так и согласованной деятельностью желез внутренней секреции. Потенция человека, которую следует понимать не как конкретное половое действие, а как возможность к этому действию, зависит также от душевных факторов и в значительной степени от влияния окружающей среды.
Специфические для каждого пола и индивидуальные различия в области половой потенции можно не принимать в расчет, если учесть, что все юноши и девушки к концу периода полового созревания имеют потенцию. Правда, эта потенция распространяется только на способность оплодотворения и соответственно зачатия. Другая сторона потенции (возможность полового сближения) требует еще более длительного периода развития, который не обязательно совпадает с окончанием фазы половой зрелости.
Половую зрелость человека нельзя сравнивать только с его биологической зрелостью и со способностью к половым отношениям. Физическое и психическое развитие в одинаковой степени относятся к половой зрелости. Поэтому нельзя противопоставлять - как это еще часто бывает - половую и общественную зрелость. Более того, половая зрелость включает общественную зрелость.