Изменения в сфере материального способа производства отражаются на морали людей. И половая мораль, и происходящие в ней перемены определяются общественным бытием, которое также зависит от способа материального производства. Но это ни в коем случае не означает, что с изменением способа производства немедленно и непосредственно изменятся и взгляды на половую мораль. Хотя общественное сознание трансформируется вместе с общественными отношениями, происходит это не сразу, а только в процессе столкновения с устаревшими традициями. При этом новые идеи постепенно добиваются признания и оказывают все возрастающее влияние на людей. Решающим в данном случае будет просвещение и воспитание. Следовательно, половую мораль не следует считать пассивным отражением общественного бытия; она есть результат активного и сознательного столкновения с конкретной исторической обстановкой. Даже если связь между половой моралью и общественными отношениями не всегда очевидна и непосредственна, такая связь всегда имеется.
Исторический взгляд на отношения полов свидетельствует о том, что эти связи в последующих эпохах - а также у различных народов - очень сильно отличаются друг от друга и не регулируются едиными (не говоря уже о вечных) моральными принципами.
Исходя из действующих в наше время правил и норм, отношения между полами, существовавшие в первобытном обществе, следовало бы расценивать как безнравственные и аморальные. Однако такая оценка была бы необоснованной, поскольку она не учитывает социальных условий того времени. Несправедливо масштабами нашей сегодняшней морали измерять и оценивать отношения людей первобытного общества, существовавших в несравненно иных общественных условиях. И также нелепо отрицать принципы далекого прошлого человечества только потому, что они противоречат нынешнему толкованию морали.
Нравственно всегда то, что соответствует взглядам на мораль при определенных условиях, которые в свою очередь соответствуют тоиу или иному периоду социально-экономической формации. А поскольку в обществе антагонистических классов существуют параллельно две формы морали, необходимо дополнить этот вывод, указав, что нравственным является то, что адекватно морали класса, который стремится к прогрессу общества.
Результаты исследований отношений между людьми на более ранних ступенях развития человечества в значительной степени ограничены. Отношение полов друг к другу нельзя постичь на основании археологических раскопок. Письменных источников не сохранилось. Только этнографические исследования позволяют сделать выводы о взаимоотношениях первобытных людей.
По имеющимся в- настоящее время материалам можно предположить, что первоначально сексуальные отношения между мужчинами и женщинами не подлежали никаким ограничениям. Существовало общество женщин и мужчин, в котором любая женщина принадлежала любому мужчине, и наоборот. Правда, надо полагать, что определенному партнеру отдавалось предпочтение.
Из группового брака, в котором о кровосмешении не имелось понятия, возникли новые формы. Все больше сужался круг людей, вступавших в беспорядочные половые связи. Характерные половые отношения родственных по крови семей ограничились половыми отношениями между братьями и сестрами. Возникли правила и нормы, которые упорядочили отношения полов друг к другу. Род и родовой союз стали заботиться о том, чтобы к ним относились с уважением. Впоследствии, в более позднем первобытном обществе установилось табу на кровосмешение и каждое нарушение строго наказывалось. Эти запреты привели, в конечном итоге, к эндогенному выбору супруга или супруги и к выделению отдельной пары. Этот порядок занимает господствующее положение и в наши дни.
В результате такого развития образовались более высокие формы семьи и обширные общественные объединения. Своим происхождением они обязаны не каким-то изолированным от общественной жизни идеям и взглядам. Их источником служили изменившиеся производственные, имущественные и общественные отношения. По мере производства прибавочного продукта, разделения труда и появления частной собственности изменялись взаимоотношения людей. При этом развивались такие формы семьи, которые стали соответствовать новым условиям, а благодаря соблюдению установленного порядка наследования гарантировалась неприкосновенность собственности.
Все меньше значения придавалось выбору партнера по любви. Кульминационного пункта такое недостойное человека поведение достигло при капитализме. Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали:
«Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения... и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана»... Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».
Однако оттого, что мужчина покупал жену вместе с ее верностью не следует полагать, что интимно-половые отношения были только в браке. Дошедшие до нас литературные источники свидетельствуют об обратном. Добрачные и нелегальные супружеские половые связи встречались даже в тех культурных кругах, в которых они были запрещены и строго наказывались. Но всегда находились пути и возможности, чтобы обойти существующие запреты. Это относится к представителям обоих полов. Чем больше заключалось браков, основанных не на взаимной любви супругов, тем сильнее было стремление завязывать и поддерживать любовную внебрачную связь.
Эти внебрачные сексуальные контакты не всегда являли собой половую любовь представителей противоположных полов. У имущих классов считалось, например, модным и подобающим их положению иметь хотя бы одну возлюбленную или одного возлюбленного. Разница между мужчинами и женщинами была лишь в том, что мужчины пользовались несравненно большей свободой в установлении таких связей. Бытовали даже такие точки зрения, по которым мужчине, якобы, даже разрешалось иметь внебрачные связи. Мужчина считал своей привилегией безнаказанно нарушать нормы сексуальной морали, в значительной степени соблюдавшиеся женщинами. Таким образом, возникали две морали, которые пропагандировались и поддерживались, обычно, в том случае, если у мужчины было прочное материальное положение. Никакого равноправия полов, следовательно, не существовало.
Так, экономическая зависимость женского пола породила множество вариантов проституции. Карл фон Болен в своей «Истории эротики» характеризует практическую сексуальную мораль буржуазии в ХХ столетии, которая прячется за чопорностью, доходящей до лицемерия. «Только здесь все социальное становится товаром, и эротика в конечном итоге попадает в русло коммерции. Просмотр реклам в газетах, объявлений о бракосочетании убеждает в этой характерной черте времени. Еще более отчетливо выступает коммерческий характер любви и отход от благопристойной духовности и скрытой чувственности, удовлетворяемой за деньги, если мы рассмотрим коммерческую проституцию больших городов».
Эти признаки упадка в области сексуальной морали соответствуют социально-экономической структуре капиталистического общества. Они могут быть ликвидированы только путем революционного преобразования производственных отношений. При социализме они исчезают, поскольку лишаются питательной среды. Новый общественный строй требует новой сексуальной морали, основанной на всеми признанном уважении человека и его достоинств, равноправии полов, а также на потребности людей быть счастливыми в половой любви.
В условиях социалистического строительства вновь меняются взгляды на половую мораль и в ходе этой перемены ликвидируются любовь за деньги и проституция, порожденные антагонистическим классовым обществом, чопорность и цинизм, недооценка женщины, неправильная оценка сексуальности, а также вытекающие из этого лицемерие и распущенность.
Социалистический общественный строй создает образец отношений между людьми, значение которого, включая и половые отношения, все возрастает. Прежде всего объективное соответствие общественных и личных потребностей и интересов содействует упразднению устаревших, не отвечающих более духу. времени и общественному строю образа мыслей и поведения в интимной области. В то же время поощряется возникновение половой морали, требования которой направлены на такие отношения к другому полу, которые отличаются большой культурой и являются поэтому достойными человека.