Социалистическая мораль гласит: нравственным является то, что служит строительству социалистического общества. Ее содержание характеризуется социалистическим гуманизмом, духом солидарности, патриотизмом и интернационализмом, отношением к труду и к общественной собственности, сознательной дисциплиной и социалистическим отношением к любви, браку и семье.
Основные требования, вытекающие из содержания социалистической морали, были провозглашены на 5 съезде СЕПГ и включены в программу Социалистической единой партии Германии.
«1. Ты должен всегда выступать в поддержку интернациональной солидарности рабочего класса и всех трудящихся, а также за нерушимую сплоченность всех социалистических стран.
2. Ты должен любить свое отечество и всегда быть готовым отдать все свои силы и способности на защиту рабоче-крестьянской власти.
3. Ты должен помогать ликвидировать эксплуатацию человека человеком.
4. Ты должен совершать хорошие дела на благо социализма, ибо социализм ведет к лучшей жизни для всех трудящихся.
5. Участвуя в строительстве социализма, ты должен действовать в духе взаимной помощи и товарищеского сотрудничества, уважать коллектив и учитывать его критику.
6. Ты должен беречь и приумножать народную собственность.
7. Ты должен всегда стремиться к повышению своих достижений, быть бережливым и крепить социалистическую трудовую дисциплину.
8. Ты должен воспитывать своих детей в духе мира и социализма и добиваться того, чтобы они стали людьми, всесторонне образованными, физически крепкими и твердыми характером.
9. Ты должен быть морально чистым, вести порядочный образ жизни и уважать свою семью.
10. Ты должен проявлять солидарность с народами, борющимися за свое национальное освобождение и защищающими свою национальную независимость».
Эти требования ориентируют людей на безупречные в моральном отношении действия и делают возможным оценивать как свое, так и поведение других людей.
Социалистическая мораль поддерживает новое, прогрессивное в отношениях людей, поскольку она свои нормы и требования выводит из задач борьбы за укрепление социалистического общества. Здесь нет места индивидуализму и эгоизму, которые создаются между людьми в рамках общественного строя, основанного на частной собственности.
Мораль пролетариата, борющегося в капиталистических условиях против существующего строя, положена в основу качественно новой морали рабочего класса, которая определяет поведение всего народа.
Все большее признание получает тот факт, что общественные и личные интересы совпадают и счастье отдельного человека нельзя отделить от счастья общества. Поэтому нравственные понятия, представления и чувства человека приобретают более общественный характер. Требования социалистической морали оказывают влияние на сознательные нравственные поступки личности. Вытекающие из них обязанности считаются справедливыми и охотно выполняются.
Однако из объективного совпадения общественных и индивидуальных интересов и потребностей не следует вывод о том, что между обществом и индивидом не существует субъективно обусловленных противоречий, которые-проявляются в значительном отклонении нравственных поступков от норм морали.
В будущем еще возможны нарушения принципов социалистической морали. Старая мораль очень живуча и служит значительным тормозом для людей, готовых жить по-социалистически. Существующие еще недостатки показывают, какое огромное значение имеет социалистическое воспитание, задачей которого является вырастить всесторонне развитого человека, «сознательно преобразующего общественную жизнь и природу». Социалистическое воспитание и просвещение как составная часть нашей общественной жизни создает человека социалистического общества и формирует личность, готовую жить по принципам социалистической морали.
Социалистическая мораль регулирует также отношения между полами. Из этого следует, что половая мораль не автономна, а является частью общей морали.
У немцев - в противоположность французам и англичанам - долгое время было принято понятия «безнравственно», «аморально» и «неприлично» относить исключительно к сексуальной области. Результатом явилось необоснованное. сужение понятия нравственности.
В социалистическом обществе не существует такого ограничения. Моральный облик человека выявляется не только в сексуальном поведении, но и во всем его образе жизни. Разумеется, он проявляется также и в отношении к представителям своего и противоположного пола.
Понимание и разрешение сексуальных проблем справедливое с позиций сексуальности, не должно приводить к более или менее явно выраженному игнорированию половой морали, которой необходимо уделять особое внимание и в теории социалистической морали. Но перед половой моралью стоят и специфические задачи, а пренебрежительное отношение к ним нанесет вред обществу и отдельной личности. Кто игнорирует нравственный аспект сексуальности, тот покровительствует существованию «интимной морали», находящейся в резком противоречии с принципами социалистической морали. У многих людей эта интимная мораль вызывает значительную неуверенность в поведении и приводит к политической неустойчивости, наносящей вред обществу.
Половая мораль действует непосредственно, поскольку она конкретно относится к этой области человеческих отношений. Она устанавливает требования и нормы и заставляет, таким образом, бороться с устаревшим образом мыслей и сексуальной практикой. Так, социалистическая половая мораль содействует формированию человека и заслуживает большего внимания, чем ей в настоящее время уделяется.
Изучение вышедших в Германии трудов по вопросам социалистической морали подтверждает вывод о том, что сексуальной морали не отводится должного внимания. Если вообще затрагивается половой вопрос, то в большинстве случаев только в общих чертах. Многое дается в тезисном изложении. Во всяком случае необходимо отметить, что разработкой теоретически обоснованной половой морали занимаются мало. Поэтому остается свобода действий для проявлений пережитков буржуазной идеологии в сознании людей. Наконец, существенным упущением являются и другие препятствия, мешающие систематическому половому воспитанию. Положение в настоящее время характеризуется тем, что, хотя общие моральные принципы все больше влияют на социалистические отношения людей, еще отсутствуют дифференцированные требования к сексуальному поведению. В результате этого многие строят свои половые отношения по устаревшим нормам и опираются на старые привычки, нравы и обычаи. Тем самым социалистическая культура половых отношений отравляются образами мышления и поведения, которые потеряли всякий смысл и более неправомочны.
Неудовлетворительное общественное влияние на сферу половых отношений объясняется широко распространенным мнением о том, что общество, дескать, не вправе, да и не особенно заинтересовано в том, чтобы вмешиваться в личную жизнь.
Любовь и сексуальные отношения, будь то брачные, добрачные или наряду с брачными, не должны быть личным делом участников. Господствующая мораль и существующие нравы и обычаи оказывают определенное влияние на встречи и связи людей.
Социалистическое же общество справедливо заинтересовано в том, чтобы все его члены строили такие отношения с представителями другого пола, которые соответствовали бы как потребностям личности, так и требованиям и ожиданиям общества. При этом каждый в отдельности должен отдавать себе отчет в том, что свое счастье он - как и любовь - может найти только в человеке, достойном жить в социалистическом обществе, содействовать укреплению которого он обязан. Стремление найти счастье изолированно от счастья общества было и остается иллюзией. Никто не может изолировать себя, не пострадав при этом. Поэтому и половая любовь может иметь успех только в том случае, если оба партнера осознают свою роль в общественной жизни и будут стремиться ее выполнить.
Полноценные интимные отношения никогда не могут развиться из отношений, исключительно ориентированных на сексуальные переживания или пренебрегающих чувством ради техники интимного общения; стремление к сексуальному «успеху» идет в ущерб культуре сексуальных отношений, если удовлетворение собственного влечения является только единственной целью. Понимание любви как соединения двух людей, основанного в равной степени на чувстве и на разуме и включающего в себя также и сексуальные отношения, направленные на удовлетворение влечения ради наслаждения, и преследующего при этом цель продолжения рода, содействует всестороннему развитию личности и повышает также ее общественную значимость.
Поэтому общество имеет право, а в интересах всех людей даже обязано„установить границы сексуальных потребностей и желаний, а также возможностей их реализации. Именно в сфере личных отношений особенно устойчивы пережитки старой марали, поскольку они с трудом поддаются влиянию общественности. Нужно взяться за их полное искоренение, если мы хотим осуществить идею воспитания всесторонне развитой социалистической личности. Поэтому жизнь в семье, любовь и брак считаются не исключительно частным делам, а явлением, к которому социалистическая общественность должна проявлять интерес.
Устаревшие правила половой морали и соответствующее им поведение не изменяются стихийно. Социалистические условия жизни не приводят автоматически к новой половой морали. Это способно сделать лишь сознательное педагогическое воспитание, ломающее рамки табу, притворства и лицемерия. Вряд ли, кроме половых отношений, имеется еще какая-либо другая область человеческих отношений, к которой общественное мнение сознательно или бессознательно относится так слепо или безрассудно равнодушно.
Правильное нравственное поведение не дано человеку от природы. Оно всегда является результатом просвещения и воспитания, которое происходит в определенной среде, в определенное время и ставит себе цели и задачи, исходя из общественных потребностей соответствующей исторической эпохи.
Нравственное и тем самым половое воспитание и просвещение в период дальнейшего построения социализма в ГДР значительно затрудняется проводимой империалистическими государствами идеологической диверсией, направленной против стран социализма, при которой людям внушается необходимость требований «свободной любви», «свободы» сексуальных настроений, страстей и желаний на основе «права на собственное тело».
С этими опасными намерениями нужно не только решительно вести борьбу. Более того, социалистическое воспитание и просвещение ставит задачу создать положительный образец, дающий: возможность людям успешно бороться с отрицательными влияниями и преодолевать их. Установленные правила позволяют всем членам общества сознавать ответственность перед самим собой, перед ближним, коллективом и обществом и должным образом вести себя.
Лежащие в основе полового воспитания и просвещения правила совместной жизни в обществе должны быть установлены и обоснованы как нравственные принципы. При этом следует, однако, учитывать не только требования общества; необходимо стремиться к достижению приемлемого для социалистических отношений равновесия между требованиями общества и отдельной личности.
Новые нравственные нормы нельзя выводить просто из фактического поведения людей в половой области и обосновывать их тем, что они всем известны и имеют тенденцию к дальнейшему распространению, то есть не следует нормы нравственности определять по результатам опроса, отраженным в «Обзоре безнравственного поведения». Это равносильно сознательному отказу от воспитания.
Новая половая мораль основана на социалистических отношениях людей в обществе, которые в свою очередь являются следствием нового общественного бытия при социализме. Так, например, внимание к человеку, равноправие полов, уважение, сознание ответственности и дисциплины так же принадлежат к основам социалистической половой морали, как и признание половой любви важной частью человеческой жизни, и положительная оценка сексуальности. Лишь сознательное целенаправленное влияние на человека может сделать его способным принимать в области нравственности правильное и ответственное решение.
Наконец, нельзя оставить без внимания еще одну проблему, которая присуща только половой морали, а именно возрастную дифференциацию требований. Уважать общественную собственность и совершать добрые дела для построения социализма являются обязательными в одинаковой степени для всех членов общества независимо от их возраста, тогда как воздержание от всякого рода сексуальной активности является требованием, которое следует предъявлять только к подрастающему поколению.