Для формирования у подростков отношений с представителями другого пола необходимо создать материальные условия и решить вопрос о кадрах воспитателей. Анализ практики воспитания свидетельствует о недостаточной подготовке воспитателей в этой области. Поэтому воспитание воспитателей становится одним из решающих условий для коренного изменения нынешнего положения в половом воспитании и просвещении.
Воспитание воспитателей должно стать в первую очередь процессом самовоспитания, в ходе которого взрослые вникают в задачи полового воспитания, пересматривают собственное отношение к сексуальности с точки зрения социалистической морали и овладевают знаниями и методами, необходимыми для решения этой проблемы.
Никто не вправе игнорировать или перекладывать на других возлагаемую на него ответственность формирования у подростков: отношений с представителями другого пола. Каждый взрослый, будь то отец или мать, учитель или воспитатель должен дать подросткам оценку и направление как установить правильные отношения с представителями другого пола.
Такая задача стоит перед любым воспитателем. Никто не может уклониться от нее, не нарушив своего долга по отношению к молодежи и к обществу. Только халатность, равнодушие, инертность и отсутствие готовности преодолеть старые установки становятся тормозом на пути выполнении этой задачи.
Несомненно, нет недостатка в оправданиях, на которые ссылаются многие воспитатели относительно истинных причин их неподготовленности заниматься половым воспитанием и просвещением подростков. Разумеется, могут допускаться ошибки в половом воспитании. Но хорошее дело не станет плохим из-за того, что оно плохо организовано. Наш каждодневный опыт вновь и вновь подтверждает, что замалчивание воспитателями половых проблем причиняет вред. Необоснованной является любая так называемая деликатность и осторожность, опасение того, что откровенный разговор повлияет на психику ребенка. Воспитатели, и прежде всего родители, умалчивая и утаивая, нарушают свой долг. Чтобы избежать односторонней оценки, необходимо указать еще на то, что многие воспитатели не проявили необходимой активности в половом воспитании и просвещении потому, что сами не уяснили себе значения того, насколько необходима их помощь.
Всеобъемлющее и всестороннее половое воспитание и просвещение могут организовать только люди, обладающие достаточными знаниями этой проблемы и убежденные в необходимости проведения такой воспитательной работы.
М. Горький свое мнение об общественном значении воспитания сформулировал так: своих детей любить может и курица, однако понять, как их воспитать - это дело большой государственной важности, требующее таланта и обширных знаний жизни.
Только знание предмета, цели, задач и проблем организации полового воспитания окажет подросткам помощь. Необходимо обратить внимание на то, чтобы воспитатель без подготовки и без соответствующего опыта не посвящал себя делу полового воспитания и просвещения. В противном случае он не справится с задачей. Только взаимный обмен опытом, а также соответствующая подготовка создают необходимые для этого предпосылки.
Решающее значение для осуществления всех сексуально-педагогических мероприятий имеет способность воспитателя устанавливать с подростками прочные контакты, основанные на взаимном доверии.
Успехи, достигнутые в половом воспитании и просвещении, отнюдь не служат залогом абсолютного влияния на подростков. Практика свидетельствует, что многие родители, а также и учителя не осознают необходимости приспосабливать свое педагогическое чутье к уровню развития подростков.
Беседы с подростками должны носить характер доверительного обмена мнениями, а неправильное авторитарное отношение между родителями и детьми при этом должно исчезнуть.
Успешному формированию у подростков отношений с представителями другого пола препятствуют также иные факторы. Неумение родителей передать свой жизненный опыт в воспоминаниях юности с ее переживаниями и конфликтами воспринимается молодежью отрицательно. Родители в таких случаях совершают ошибку, когда не проконтролировав пригодность требований и мероприятий прошлых лет, -необдуманно их обобщают и стараются применить в изменившихся условиях настоящего времени. Им необходимо отказаться от подобных традиций.
Если у подростков сложится мнение,- что родители и учителя старомодны и не понимают их, они станут замкнутыми и не пожелают делиться своими чувствами и излагать свое мнение.
Правильная педагогическая установка, как решающее условие для доверительного отношения воспитателя к подросткам, основана на уважении подростков. Она должна отражаться во всех мерах воспитательного характера и проявляться в серьезном, без высокомерия понимании высказываний и действий подростков, их проблем забот и нужд
Необходимо убедить воспитателей в том, что совершенно недопустимы иронические замечания, оскорбительные и обидные выражения и колкости. Только если подросток почувствует к себе доверие, если увидит, что он может открыто обо всем говорить и никто ничего ему не навязывает и мелочно не опекает, он станет откровенным со взрослыми и охотно примет предложенную ему помощь.
Воспитатель должен быть всегда готов к разного рода беседам. Поскольку он постоянно связан с подростком, он формирует в нем чувство уверенности. Терпеливо выслушивать подростков, с тем чтобы ознакомиться с чувствами и мыслями,- это искусство, которым необходимо овладеть каждому воспитателю. Он должен научиться спокойно слушать, поскольку это важнее, чем длительные нравоучения.
До сих пор много говорилось о понимании подростка, его проблем и конфликтов, однако не следует делать вывода, что все понимать - значит все одобрять. При всем доверии никогда не следует ослаблять контроль над подростком в области воспитания и его половых отношений.
Заблуждаются те, кто полагает, что подросток рассчитывает только на одобрение. Он ждет обоснований, объективности и доказательств общественных норм в половой области.
Не менее ошибочна теория и практика «свободного воспитания». Кто отказывается от наблюдения и контроля за молодежью и уклоняется от любой полемики с нею, оказывает молодым людям плохую услугу. Это часто приводит к тому, что подросткам предоставляется свобода действий без какого-либо на них влияния. Однако эта свобода действий, если ее правильно понимать и направлять, может разрешить множество конфликтов. Перед воспитателем стоит задача - последовательно и тактично руководить подростками, создавать и использовать ситуации и возможности, в которых они могут проявить себя. Любой отказ от постоянного педагогического руководства оставляет подростка на произвол судьбы, что находится в явном противоречии с принципами социалистической педагогики.
В период половой зрелости проявляются результаты воспитания - эгоистическое воспитание приводит к тому, что молодые люди, неподготовленные к жизни, в этот период переживают кризис.
По окончании полового созревания подросток становится самостоятельным и более уверенным. Отношения подростков к представителям другого пола принимают теперь более зрелые формы и становятся более уравновешенными.
Взрослые должны уважать подростка и одновременно знать, что именно мешает и осложняет его отношения с другим полом, чтобы использовать эти знания для выработки положительных качеств, развивая положительные стороны и элементы. Особого внимания заслуживают постоянно возникающие противоречия между долгом и желанием, благоразумием и чувством, мыслями и поступками, индивидуальными потребностями и требованиями коллектива.
Характер человека не развивается бесконфликтно. Личность может укрепляться только в постоянном столкновении с возникающими противоречиями.
Воспитатель не должен видеть свою функцию лишь в том, чтобы устранить трудности перед подростком, стремясь освободить его от принятия какого-либо решения. Больше того, воспитатель должен доводить до сознания подростка все трудности. Только так можно развить у подростка умение принимать решения, от которых никто не может и не должен его освобождать.
Даже если подросток оказывается не на высоте положения, воспитатель не должен допустить, чтобы возникшая ситуация привела к катастрофе. Только чуткое руководство без осуждения и морального негодования может помочь подростку разобраться и справиться с обременяющими его переживаниями и разочарованием. Недооценивает реальное положение вещей и пытается сделать невозможное тот воспитатель, который боится касаться проблем полового воспитания и полагает, что, охраняя доверенных ему подростков, он сможет защитить их от самих себя и других в половом вопросе. Одновременно он допускает ошибку, считая, что у большинства подростков сексуальность еще не проявляется. Никто не должен закрывать глаза на то, что различные формы дружбы юношей и девушек могут принимать и сексуальную окраску.
Правильная принципиальная педагогическая установка вырабатывается лить при условии, если реально оцениваются сексуальность подростков и характер их половых отношений.
Самовоспитание воспитателей служит залогом успешного влияния на отношение подростков к другому полу. Отказ от этого обрекает на неудачу половое просвещение и воспитание, поскольку ошибочная исходная позиция преграждает путь к молодежи и тем самым осложняет ее воспитание.