К новым межчеловеческим отношениям, сформированным в социалистических условиях, относятся не только коллективные связи внутри и вне производственной сферы, но также и те, которые существуют между двумя людьми и характеризуются дружбой и любовью. Большое значение для развития этих отношений имеет структура общества и господствующая в нем мораль.
Отношения между мужчиной и женщиной отнюдь не являются, как многие полагают, исключительно частным делом и никогда таковыми не были. При этом всегда соблюдались правила и границы, установленные обществом. Задача просвещения и, в частности, воспитания социалистической морали заключается в том, чтобы привить подростку способность соблюдать требования общества.
К этой задаче относятся как воспитание силы воли, самодисциплины, самообладания, чувства ответственности духовной целеустремленности целостности и готовности к установлению упорядоченных социальных контактов с представителями другого пола, так и сознание обязанности перед обществом, чувства достоинства и долга. Просвещение и воспитание направленное на достижение указанных целей, должно начинаться с детства и проводиться непрерывно.
Ребенок растет в обществе, в котором установлены нормы поведения. Нормы, воспринимаемые им вначале неосознанно, закладывают основы будущих отношений, определяемых постоянством норм, а также просвещением и воспитанием, формирующим его сознательность. Речь идет о том, чтобы привить ребенку правильное понимание между «ты можешь», «тебе позволено» и «ты должен» и воспитать уважение к существующим нормам морали и правовым нормам.
С детства необходимо объяснить детям их принадлежность к тому или другому полу, чтобы сформировать в них чувство уравновешенности и удовлетворенности, тем самым ослабив зарождающееся половое любопытство, которое может вызвать далеко идущие последствия.
Очень важно с раннего детства воспитывать чувства и волю. Если это упустить или этим пренебречь, то неизбежным следствием будет неправильное поведение и в области взаимоотношения полов. Половое воспитание как часть общего нравственного воспитания должно быть в центре внимания. Например, разумное руководство, несмотря на желание детей, стремящихся получить побольше привилегий и проявляющих эгоизм по отношению к окружающим, должно помочь им и в дальнейшем, в более старшем возрасте находить правильное решение в вопросах любви. Слишком большая уступчивость или, наоборот, безоговорочный отказ в выполнении требований могут стать серьезными причинами неправильного поведения в вопросах любви.
Надо с раннего возраста противодействовать неверному и неупорядоченному отношению к собственной персоне. Одним из методов воспитания может быть поручение обязанностей, выполнение которых требует соответствующего напряжения воли, уважения к другим, сосредоточения ума и добросовестного отношения к делу. Рациональный распорядок дня, смена труда и отдыха приучает подростка к жизни в обществе, дисциплинирует его. Таким образом, пробуждающееся половое влечение находит известный режим, которому оно обязательно подчиняется. Желательны в значительной степени действия, помогающие избежать в период полового созревания слишком сильного эмоционального переворота и трудно преодолимых конфликтов, значительно осложняющих отношения молодежи со взрослыми, и наоборот.
А. С. Макаренко признавал связь между общим и половым воспитанием, когда говорил родителям о том, что половое воспитание - это прежде всего воспитание культуры социальной личности. И если в буржуазном обществе основы такого воспитания закладываются в бедности, в условиях применения силы и эксплуатации, то в нашем государстве такому воспитанию открыты широкие пути.
С возрастом подростки сами регулируют свое поведение. Развитое в процессе социалистического воспитания и просвещения сознание своего долга дает им возможность правильно ориентироваться. Оно соответствует личным и общественным интересам, потребностям и перспективам и позволяет вести безупречную в моральном отношении жизнь. Это относится также к взаимоотношениям пар, поскольку в их основе, наряду с любовью, должно лежать и понимание общественного долга, тогда только эти отношения будут полезны обоим партнерам.
Установление отношений с представителями другого пола у молодежи, безусловно, не проходит без осложнений. Однако ясно одно - взаимоотношения молодежи будут настолько гармоничны, насколько это было подготовлено общим нравственным воспитанием.