Вопрос об особом различии и значении полов ставился во все времена. При этом высказывались самые крайние точки зрения, которые зависели от существовавшего в определенный период общественного строя. Характерной для буржуазного образа мышления является формулировка Шопенгауэра о женщине. Он оспаривает ее способность решать серьезные дела, считает ее существом, «стоящим» между ребенком и мужчиной, который и является настоящим человеком. Подобные ошибочные установки не вызывают удивления, если вспомнить, что условия и возможности развития полов во все исторические периоды были весьма различны и отражались на облике того и другого пола. Эти различия, в большинстве случаев ставившие женщину в невыгодное положение, брали свое начало в передаваемых из поколения в поколение предубеждениях против женщины, считавшейся неполноценным человеком.
Такое пренебрежительное отношение к женщине не было извечным, хотя и длилось многие столетия. Оно - результат развития общества после матриархата, когда мужчина, добившись господствующего положения в материальной сфере, получил определенные привилегии и возможности идеологически обосновать и закрепить это положение.
Изучением этой проблемы занимались многие ученые от Аристотеля до Фрейда. В наше время в капиталистических странах еще существуют сторонники «доктрин», утверждающие превосходство мужского пола. Тем самым их действия направлены на защиту интересов предпринимателей, экономически заинтересованных утвердить мнение о слабости женщины по сравнению с мужчиной. Церковь своим учением также поддерживает эти стремления. Но несмотря на это, тенденция различия в оценке мужского и женского пола становится все более несостоятельной, Важным критерием в понимании достоинств мужчины и женщины служит интеллектуальная работоспособность. Но сопоставление работоспособности можно провести только в условиях, когда предоставляются одному и другому полу одинаковые возможности для развития и достижения успеха. Капиталистическое общество непригодно для этого, поскольку оно принижает женщину и соответственно дифференцированно подходит к образованию, воспитанию и участию женщины в общественной жизни. Только при реальном равноправии женщина может полностью раскрыть свои интеллектуальные возможности и показать, на что она способна.
В социалистическом обществе женщина уже доказала, что она не слабее мужчины и что ей не надо бояться сравнения с ним. Этому не противоречит также тот факт, что в отдельных областях мужчина способен добиться большего (например, в некоторых видах спорта или в физическом труде). Здесь значение имеют специфические для каждого пола особенности, своеобразие женской конституции. Но если о личности нельзя судить только на основании ее физических способностей и делать вывод о ее ценности как человека, то тем более это недопустимо в отношении всего пола.
Мужчина и женщина отличаются друг от друга во многом, однако ни одно из имеющихся отличий не дает права утверждать, что женский пол ниже мужского. Старое изречение; да покорится жена мужу, справедливость которого пытались в свое время обосновать мнимым превосходством мужчины, по своему содержанию антигуманно и находится в резком противоречии с понятием нравственности в социалистическом обществе.
Довольно оскорбительную оценку женщины можно встретить в буржуазной литературе империалистических стран. Часто женщину представляют как развлекательную машину, аппарат для пробуждения страстей или как гигиеническое устройство. Поль Андре Лесор, например, женщину называет игрушкой, вещью, трофеем мужчины.
Причину такого изображения женщины в литературе следует искать в социальных отношениях эксплуататорского общества, которое ставит женщину в унизительное положение. Наконец здесь следует упомянуть о проституции, представляющей собой самый яркий пример унижения женщины. При капитализме не только допускают проституцию, но и сохраняют ее, как необходимое явление, используя в экономических целях,- об этом свидетельствуют, например, взимаемые в ФРГ налоги с публичных домов. Только в результате полной ликвидации эксплуатации человека человеком и создания социалистических производственных отношений проституция лишится почвы. Каждая женщина сможет занять место в обществе согласно своему достоинству и ценности как человека.
Признание равноправия полов не означает, разумеется, отрицания присущих им специфических особенностей. Они проявляются в типичном для того и другого пола поведении. В их основе не лежат природные, врожденные или психологические различия в характере и работоспособности мужчин и женщин.
Биологическая разница полов имеет меньшее значение для их роли, чем различия, обусловленные общественным строем. Роль полов не является чем-то категоричным и неизменным, она носит абсолютно относительный характер. Отличие полов друг от друга существовало во все времена и во всех общественных формациях. Поведение того или другого пола при любом общественном строе всегда менялось, и формировалось оно прежде всего под влиянием того, какое место в обществе этот пол занимает. Разумеется, живучие до сих пор старые нравы оказывают определенное влияние, особенно в переходные периоды, и это отражается на традициях в просвещении и воспитании полов, ориентированных на их специфику. Такие нормы и требования тормозят развитие. Лишь неограниченное признание равноценности полов гарантирует женщине полные права и оптимальные возможности развития ее как личности.