Теперь нужно сказать несколько слов о половых различиях в поведении и вообще о смысле разделения на два пола - мужской и женский. Примерно 20 лет назад советский ученый, профессор В. А. Геодакян высказал следующее предположение. Роль особей мужского пола в том, что они являются «искателями» и «разведчиками». Большая подвижность и инициативность, активность и импульсивность позволяют им осваивать все новые и новые пространства, территории, области опыта. Однако большой разброс самых различных признаков и биологических характеристик делает их более уязвимыми, поэтому природа идет на то, чтобы из десяти «разведчиков» девять погибли, а десятый отличался бы от погибших какой-то новой характеристикой, новым качеством, которое играет для популяции важную и нужную роль. И вот это новое и важное для продолжения рода и жизни качество передается далее с помощью особи женского пола, которая, в свою очередь (в этом ее биологическая роль), является «хранительницей» и «консерватором» всего самого ценного, что получено и усвоено в ходе развития. В. А. Геодакян также делает вывод о том, что среди особей мужского пола должны встречаться и самые активные, и самые пассивные, и самые «умные», и самые «глупые», и самые сильные, и самые слабые, но среди особей женского пола такого большого разброса не встречается. Пока есть ряд фактов, подтверждающих эту теорию. В общем теория очень интересная и представляется весьма перспективной, но в то же время она оставляет в тени и затушевывает вопрос о культурном развитии и культурном наследовании. Иными словами, она касается в основном биологических аспектов жизни человека. Конечно же, этого недостаточно. Существенным отличием человека от животного является наличие языка и специфической человеческой культуры. Животное «вплетено» в ситуацию и неразрывно связано с ней, неспособно предвидеть, размышлять. Человек способен предвидеть, размышлять, сопоставлять, открывать законы, которым он сам как биологическое существо подчиняется. Лишенный культуры - языка, памяти, остающийся на дословесном уровне в основных своих проявлениях и чертах человек остается животным. Уже несколько раз ученые находили детей, которые воспитывались животными. И каждый раз оказывалось, что поведение и восприятие мира человека, не овладевшего речью и лишенного социальных влияний в раннем детстве, останавливалось в своем развитии на чем-то среднем между животным и человеческим. И еще одно замечание. До поры до времени считалось, что у особей мужского пола существуют мужские гормоны - вещества, стимулирующие «мужское» поведение, у особей женского пола - «женские», стимулирующие и определяющие «женское». На самом деле обнаружили, что в организме особи любого пола есть и мужские, и женские гормоны, в силу чего она обладает двумя моделями поведения - мужской и женской. В зависимости от ситуации особь любого пола может вести себя как по «мужской», так и по «женской» программе. Уровень гормонов не связан жестко с теми или иными особенностями поведения, и чем дальше по лестнице эволюции, тем большую роль играют социальное научение, индивидуальный и семейный опыт. Главное, нам важно понять, как много сходных физиологических механизмов у нас и у животных. Причем механизмов и программ довольно сложных, определяющих брачное поведение, тягу особей разных полов друг к другу, обусловливающих привлекательность, желание дарить подарки и заниматься «самодемонстрацией», устраивать «поединки». Мы видим, что физиологически обусловлено и родительское, опекающее поведение, причем в ряде случаев родители своей гибелью готовы оплатить продолжение жизни своих потомков. Посмотрим теперь, какие стратегии выбирает природа для размножения живых существ.